СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Природные зоны. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Природные зоны. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса".»

Тема: Характеристика природных зон России: тайга, смешанные и широколиственные леса


Цель:

  1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: с тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

  2. Экологическое воспитание внимательного отношения к природе.

  3. Анализировать информацию содержащую в текстах и других источниках.


Планируемые результаты:

Предметные:

- представление о зоне лесов и её частей, географическом положении лесной зоны;

Личностные:

- положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне ценностного отношение к природному миру;

- демонстрация навыков культурного поведения при общении.

Метапредметные:

Регулятивные:

- предлагать, обсуждать и принимать заданную учебную цель;

- учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале;

- контролировать процесс и результаты свей деятельности;

- вносить необходимые коррективы в свои действия;

- адекватно принимать оценку взрослого,

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные:

Школьник учится:

- выделять и формулировать тему урока;

- самостоятельно извлекать информацию из источников;

- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

- обобщать полученные знания;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Школьник учится:

- слушать собеседника;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.


Оборудование: карта «Природные зоны России», рабочие листы, видеофайл, фотографии животных, птиц, чек-лист, лист самооценки, лист рефлексии


Ресурсы ЦОР:

https://lesson.edu.ru/lesson/de393577-3b2b-4c21-9926-ea13f5e577fa?backUrl=%2F15%2F04


Тип урока: освоение новых знаний и умений

Основные понятия: природные зоны, тайга, смешанные леса, широколиственные леса

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение






Ход урока

Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать

Только лишь оценку пять!


-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?


Мотивационный настрой.

- Ребята, вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудности всегда легко преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Ребята, послушайте звуковой фрагмент. (ТРЕК 1)

- Какие звуки вы слышите?

- С чем ассоциируются эти звуки? (с природой, шумом воды, шелестом листьев, рассветом, пением птиц, каплями дождя, звоном колокольчика)

- Догадайтесь, о каком разделе предмета «Окружающий мир» пойдёт речь на уроке? 

- Верно!

- У нас сегодня урок “открытия” нового знания. А что это значит? (Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали)


Актуализация знаний.

-Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:

Стихотворение Татьяны Боковой «Необъятная страна»:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.


То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…


Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

(Наша страна большая и ее природа очень разнообразна)

- Как вы думаете, в чём заключается связь стихотворения и нашего урок? (Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира)


- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных уголках нашей страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белые просторы», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, что в нашей стране нет ни одного похожего друг на друга места.


- Давайте прослушаем беседу профессора Сан Саныча и четвероклассников. (ТРЕК 2)

- Что из рассказанного профессором вас удивило? (Тайга – рассоложена на континенте Евразия, тайга – это царство хвойных деревьев)


- Какие вопросы вы хотели бы задать профессору? (Какие животные живут в тайге? Климат тайги? Какие растения растут в тайге? Как на карте обозначена зона тайги?)


- Чему будет посвящена тема урока? (Тайге, лесам, природным зонам)


Целеполагание

- Представьте, что вы собираетесь в экспедицию вместе с профессором Сан Санычем. Ваш путь будет проложен от Северного полюса к Южному. Покажите на карте, какие природные зоны вы уже знаете (помочь водить рукой)

- А чем же будет заниматься ваша экспедиция, двигаясь от севера к югу? (Изучать растения, животных, климат, природные зоны)


- На ваших столах лежит чек-лист. Изучите его и заполните колонку слева под названием «ДО». (+/-)



- Как вы думаете, что нового можно узнать на этом уроке?

- С каким утверждением вы полностью согласны?

- Какое утверждение вызывает интерес?


«Открытие» новых знаний.

- Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей. У нас будет 2 группы.

- Чтобы работа шла легко, давайте усвоим правила работы в группах. У вас на столах лежат закладки-памятки. Прочтите их (читаем по цепочке вслух)

  1. Работать дружно

  2. Будь вежливым и внимательным

  3. Уважай мнение других

  4. Умей каждого выслушать

  5. Не согласен – предлагай

  6. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы

  7. Поблагодари группу за работу


- Ребята, что такое лес? Как вы его себе представляете? (ответы учеников)

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, животные.

Леса России занимают больше половины территории нашей страны, поэтому нашу страну часто называют лесной державой.


- Откройте учебник на стр. 72-73 рассмотрите карту природных зон. Как вы думаете, где на карте зона лесов? Каким цветом изображены леса?

- А почему три цвета зелёной краски? (ответы учеников)

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к информационному листу 1. Прочитайте текст и поделитесь информацией в группах.

- Итак, кто желает ответить на поставленный вопрос?

Информационный лист 2.

Южнее зоны тундры становится теплее. Здесь выпадает много осадков. Благодаря теплу и влаги здесь могут расти деревья. Это лесная зона.

На карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая. В зоне три части: самая большая – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом. Смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее. Широколиственные леса – обозначены светло-зелёным цветом.


Физкультминутка (1 мин)

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь кистями крутим —

И для них разминка будет. (Вращение кистей рук.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся)


Освоение новых знаний


Итак!!! Группы, приступите к работе.

- 1 группа «учёных» изучит информацию о тайге: климатические условия, какие растут растения, представителей животного мира.

(каждому раздать материал)

Зона лесов. Тайга.

Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодная, а лето тёплое. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Здесь растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. У хвойных деревьев листья – хвоинки, они всегда зелёные. Эти деревья высокие и с мощными корнями (смотри гербарий учебник, с.96).

У ели шишки продолговатой формы, а хвоинки – короткие, грубоватые. В еловом лесу темно и влажно.

У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки округлой формы. Сосновые леса светлые и сухие.

У пихты хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и не падают на землю, а сбрасывают чешуйки.

Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки.

У кедра хвоинки собираются в пучки, а семена – кедровые орешки.

В лесной зоне можно встретить крупных и мелких зверей, птиц (смотри иллюстрацию учебник, с.98-99). Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают запасы на зиму. Для животных границ нет, они живут по всей зоне. Приготовь рассказ о кедровке, бурундуке (смотри учебник с.97).


- 2 группа «ученых» изучит сведения о смешанных лесах: климат, животный и растительный мир.

(каждому раздать материал)

Зона лесов. Смешанные леса.

К югу расположились смешанные леса. Многолетней мерзлоты здесь нет. Зима мягче. В смешанном лесу светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.

Здесь растут хвойные деревья, а также лиственные - берёзы, осины, ольхи. Листья у деревьев не крупные, осенью они облетают.

Берёзу можно узнать по белой коре.

Осина имеет округлые листья. Кора у осины зеленоватая.

Ольха имеет небольшие шишечки на ветках, кора – чёрного или серого цвета.

В лесной зоне можно встретить крупных и мелких зверей, птиц (смотри иллюстрацию учебник, с.98-99). Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают запасы на зиму. Для животных границ нет, они живут по всей зоне. Приготовь рассказ о летяге, соболе (смотри учебник с.97, 100).


- Когда группа будет готова – надо позвонить в колокольчик.


Проверка первичного освоения знаний

Дети выходят к доске и зачитывают текст


Учитель сообщает:

- Интересный факт!!!

- Ближе к югу становится ещё теплее, смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Посмотрите, какие растения здесь растут! Откройте учебник на стр. 100

Здесь растут дуб, клён, липа, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому листья у них крупные, на зиму они их сбрасывают, а размножаются семенами.


- Ребята оцените работу своей группы (заслушать)


Систематизация знаний (заполнение таб. Колонка «ПОСЛЕ»)

- Возьмите чек-лист и заполните столбик справа «ПОСЛЕ», поставьте +/-

- Изменился ли знак таблицы, после изучения темы урока?

- Что нового узнали на уроке?


- А теперь оцените на волшебной линеечке, ваши знания до начала урока и в конце урока. Молодцы!


Рефлексия

- Давайте вместе посмотрим фильм о лесах России https://yandex.ru/video/preview/16458033536616311052?text=леса%20россии%20фильм%20для%20детей%204%20класса&path=yandex_search&parent-reqid=1703646111096572-8433601151164291154-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-147-BAL-8150&from_type=vast


- Какие чувства, эмоции он вызвал у вас? (чувство прекрасного, гордости, красоты)

- О чём фильм? (о красоте русской природы, лесов)

- Почему Россию называют страной лесов? (Леса – это достояние нашей страны. Леса – это богатства нашей страны)


- У каждой группы на парте лежит смартфоны. Давайте вы напишите мне сообщение.

  • Понравился ли вам урок?

  • Что тебе запомнилось больше всего?

  • Где возникли трудности?


- Вы все хорошо поработали, пришло время выставить отметки.

ДЗ!!!