Тема: Характеристика природных зон России: тайга, смешанные и широколиственные леса
Цель:
Сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: с тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Экологическое воспитание внимательного отношения к природе.
Анализировать информацию содержащую в текстах и других источниках.
Планируемые результаты:
Предметные:
- представление о зоне лесов и её частей, географическом положении лесной зоны;
Личностные:
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности;
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне ценностного отношение к природному миру;
- демонстрация навыков культурного поведения при общении.
Метапредметные:
Регулятивные:
- предлагать, обсуждать и принимать заданную учебную цель;
- учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале;
- контролировать процесс и результаты свей деятельности;
- вносить необходимые коррективы в свои действия;
- адекватно принимать оценку взрослого,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные:
Школьник учится:
- выделять и формулировать тему урока;
- самостоятельно извлекать информацию из источников;
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- обобщать полученные знания;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
Школьник учится:
- слушать собеседника;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование: карта «Природные зоны России», рабочие листы, видеофайл, фотографии животных, птиц, чек-лист, лист самооценки, лист рефлексии
Ресурсы ЦОР:
https://lesson.edu.ru/lesson/de393577-3b2b-4c21-9926-ea13f5e577fa?backUrl=%2F15%2F04
Тип урока: освоение новых знаний и умений
Основные понятия: природные зоны, тайга, смешанные леса, широколиственные леса
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?
Мотивационный настрой.
- Ребята, вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудности всегда легко преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Ребята, послушайте звуковой фрагмент. (ТРЕК 1)
- Какие звуки вы слышите?
- С чем ассоциируются эти звуки? (с природой, шумом воды, шелестом листьев, рассветом, пением птиц, каплями дождя, звоном колокольчика)
- Догадайтесь, о каком разделе предмета «Окружающий мир» пойдёт речь на уроке?
- Верно!
- У нас сегодня урок “открытия” нового знания. А что это значит? (Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали)
Актуализация знаний.
-Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:
Стихотворение Татьяны Боковой «Необъятная страна»:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?
(Наша страна большая и ее природа очень разнообразна)
- Как вы думаете, в чём заключается связь стихотворения и нашего урок? (Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира)
- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных уголках нашей страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белые просторы», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, что в нашей стране нет ни одного похожего друг на друга места.
- Давайте прослушаем беседу профессора Сан Саныча и четвероклассников. (ТРЕК 2)
- Что из рассказанного профессором вас удивило? (Тайга – рассоложена на континенте Евразия, тайга – это царство хвойных деревьев)
- Какие вопросы вы хотели бы задать профессору? (Какие животные живут в тайге? Климат тайги? Какие растения растут в тайге? Как на карте обозначена зона тайги?)
- Чему будет посвящена тема урока? (Тайге, лесам, природным зонам)
Целеполагание
- Представьте, что вы собираетесь в экспедицию вместе с профессором Сан Санычем. Ваш путь будет проложен от Северного полюса к Южному. Покажите на карте, какие природные зоны вы уже знаете (помочь водить рукой)
- А чем же будет заниматься ваша экспедиция, двигаясь от севера к югу? (Изучать растения, животных, климат, природные зоны)
- На ваших столах лежит чек-лист. Изучите его и заполните колонку слева под названием «ДО». (+/-)
- Как вы думаете, что нового можно узнать на этом уроке?
- С каким утверждением вы полностью согласны?
- Какое утверждение вызывает интерес?
«Открытие» новых знаний.
- Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей. У нас будет 2 группы.
- Чтобы работа шла легко, давайте усвоим правила работы в группах. У вас на столах лежат закладки-памятки. Прочтите их (читаем по цепочке вслух)
Работать дружно
Будь вежливым и внимательным
Уважай мнение других
Умей каждого выслушать
Не согласен – предлагай
Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы
Поблагодари группу за работу
- Ребята, что такое лес? Как вы его себе представляете? (ответы учеников)
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, животные.
Леса России занимают больше половины территории нашей страны, поэтому нашу страну часто называют лесной державой.
- Откройте учебник на стр. 72-73 рассмотрите карту природных зон. Как вы думаете, где на карте зона лесов? Каким цветом изображены леса?
- А почему три цвета зелёной краски? (ответы учеников)
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к информационному листу 1. Прочитайте текст и поделитесь информацией в группах.
- Итак, кто желает ответить на поставленный вопрос?
Информационный лист 2.
Южнее зоны тундры становится теплее. Здесь выпадает много осадков. Благодаря теплу и влаги здесь могут расти деревья. Это лесная зона.
На карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая. В зоне три части: самая большая – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом. Смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее. Широколиственные леса – обозначены светло-зелёным цветом.
Физкультминутка (1 мин)
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь кистями крутим —
И для них разминка будет. (Вращение кистей рук.)
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся)
Освоение новых знаний
Итак!!! Группы, приступите к работе.
- 1 группа «учёных» изучит информацию о тайге: климатические условия, какие растут растения, представителей животного мира.
(каждому раздать материал)
Зона лесов. Тайга.
Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодная, а лето тёплое. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Здесь растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. У хвойных деревьев листья – хвоинки, они всегда зелёные. Эти деревья высокие и с мощными корнями (смотри гербарий учебник, с.96).
У ели шишки продолговатой формы, а хвоинки – короткие, грубоватые. В еловом лесу темно и влажно.
У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки округлой формы. Сосновые леса светлые и сухие.
У пихты хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и не падают на землю, а сбрасывают чешуйки.
Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки.
У кедра хвоинки собираются в пучки, а семена – кедровые орешки.
В лесной зоне можно встретить крупных и мелких зверей, птиц (смотри иллюстрацию учебник, с.98-99). Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают запасы на зиму. Для животных границ нет, они живут по всей зоне. Приготовь рассказ о кедровке, бурундуке (смотри учебник с.97).
- 2 группа «ученых» изучит сведения о смешанных лесах: климат, животный и растительный мир.
(каждому раздать материал)
Зона лесов. Смешанные леса.
К югу расположились смешанные леса. Многолетней мерзлоты здесь нет. Зима мягче. В смешанном лесу светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.
Здесь растут хвойные деревья, а также лиственные - берёзы, осины, ольхи. Листья у деревьев не крупные, осенью они облетают.
Берёзу можно узнать по белой коре.
Осина имеет округлые листья. Кора у осины зеленоватая.
Ольха имеет небольшие шишечки на ветках, кора – чёрного или серого цвета.
В лесной зоне можно встретить крупных и мелких зверей, птиц (смотри иллюстрацию учебник, с.98-99). Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают запасы на зиму. Для животных границ нет, они живут по всей зоне. Приготовь рассказ о летяге, соболе (смотри учебник с.97, 100).
- Когда группа будет готова – надо позвонить в колокольчик.
Проверка первичного освоения знаний
Дети выходят к доске и зачитывают текст
Учитель сообщает:
- Интересный факт!!!
- Ближе к югу становится ещё теплее, смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Посмотрите, какие растения здесь растут! Откройте учебник на стр. 100
Здесь растут дуб, клён, липа, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому листья у них крупные, на зиму они их сбрасывают, а размножаются семенами.
- Ребята оцените работу своей группы (заслушать)
Систематизация знаний (заполнение таб. Колонка «ПОСЛЕ»)
- Возьмите чек-лист и заполните столбик справа «ПОСЛЕ», поставьте +/-
- Изменился ли знак таблицы, после изучения темы урока?
- Что нового узнали на уроке?
- А теперь оцените на волшебной линеечке, ваши знания до начала урока и в конце урока. Молодцы!
Рефлексия
- Давайте вместе посмотрим фильм о лесах России https://yandex.ru/video/preview/16458033536616311052?text=леса%20россии%20фильм%20для%20детей%204%20класса&path=yandex_search&parent-reqid=1703646111096572-8433601151164291154-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-147-BAL-8150&from_type=vast
- Какие чувства, эмоции он вызвал у вас? (чувство прекрасного, гордости, красоты)
- О чём фильм? (о красоте русской природы, лесов)
- Почему Россию называют страной лесов? (Леса – это достояние нашей страны. Леса – это богатства нашей страны)
- У каждой группы на парте лежит смартфоны. Давайте вы напишите мне сообщение.
- Вы все хорошо поработали, пришло время выставить отметки.
ДЗ!!!