Морфемика и словообразование.
Цель: научиться определять роль морфем в словообразовании.
Задачи:
Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании
Развивающая: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора;
Воспитательная: привить интерес к русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, целей, оформление классной работы в тетрадях.
(Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)
II актуализация знаний (Фронтальный опрос)
Записать на доске:
В саду прошумел дождь, и я долго прислушивался к мелодичному шелесту капель по крыше.
Что такое Морфемика? (это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)
Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание,)
Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение.)
Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)
III Работа над темой
Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.
-Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд.)
-А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)
- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д.)
А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове?
(три – грязеводолечебница, самолетостроение)
- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Проведем эксперимент. Что можно по окончанию рассказать о слове? –ешь, ют, ит, ая, ы.
- Сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы.
Они служат для образования новых слов.
Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.
- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.
Упражнение162
Упражнение 3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .
Упр. 160. Найди слово, соответствующее схеме:
VII. Домашнее задание.Упр. 159
VIII. Итоги урока.
Какие разделы мы сегодня повторяли?
Что изучает “морфемика”?
Какие функции выполняют морфемы