СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: "Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение"»

Технологическая карта урока №13

Дата проведения: 23.09.2025

Класс: 4

Образовательная программа: «Школа России»

Тема урока: «Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение»

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые предметные результаты:

Цель: создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу;

  • закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;

  • учить использовать приобретённые знания в практической деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления;

  • развивать внимание, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на раннее полученные знания.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

  • воспитывать стремление к получению новых знаний.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями, выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планируемые личностные результаты:

1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

2. широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;

3. навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский

Оборудование: М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение, презентация, раздаточный материал.





№ этапа

Название этапа урока, время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Учащихся

I

Организационный момент.

Цель: эмоциональная подготовка к усвоению изучаемого материала

(2 мин)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем гостей.

-Проверьте готовность к уроку, в том числа наличие простого карандаша и линейки.

-Приветствуют, садятся и слушают учителя.


Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-понимать смысл инструкции учителя:

Коммуникативные:

-использовать правила вежливости в различных ситуациях;

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.

II

Актуализация знаний (устный счет)

Цель: актуализация опорных знаний

(8-10 мин)

Обратите внимание, что ответы примеров – это ключ к разгадке ребуса, но какого, мы еще с вами не знаем.

1) увеличьте 4 в 50 раз и от произведения вычтите число 37;

2) найдите сумму чисел 212 и 73;

3) к числу 33 прибавьте разность чисел 73 и 62;

4) сколько десятков в числе 357?;

5) найдите 5 часть от числа 120 и прибавьте к результату число 18;

6) площадь квадрата равна 64² см, найдите периметр;

7) прямоугольный участок имеет длину 36 м, а его периметр 128, найдите ширину;

8) из произведения 17 и 2 вычти число 13;

9) число 72 разделили на 8, чему равны 3 доли от этого числа?


-Молодцы.

-Запишите число, классная работа.

-А теперь минутка чистописания, запишите полученные числа в порядке убывания


-Какое слово получилось?


285

163

44

42

35

32

28

27

21

Д

И

А

Г

Р

А

М

М

А



-Обратите внимание на удвоенную м, подчеркните её. Это слово нужно запомнить.

-Кто знает значение слова ДИАГРАММА?

-Известно ли вам, люди каких профессий просто не могут обойтись без диаграмм? Это астрономы, географы, врачи, метеорологи.

-Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «чертеж».

- Прочитает, громко и четко понятие «Диаграмма»

Диаграмма-это рисунок в виде графика, на котором числа или значения величин изображены отрезками, полосками, частями круга или другими фигурами. Для изображения чисел на диаграмме задают масштаб, используя который и строят диаграммы.

-А кто знает, что такое масштаб?

-Масштаб-отношение отношение одного объекта к другому.


Ученики выходят поочереди и решают примеры, затем комментируют решения.


1) 4*50-37=163:


2) 212+73=285;

3) 33+(73-62)=44;

4) 35 десятков;

5) 120:5+18=42;


6) Р=2*(8+8)=32 см;


7)128:2-36=28


8)17*2-13=21;

9) (72:8)*3=27




Записывают число, классная работа. Расставляют числа в порядке убывания.



-Диаграмма










Предположения детей.










Ученик читает понятие «диаграмма»





Предположения детей.

Познавательные:

- развивать логическое мышление.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии

с поставленной учебной задачей для ее решения;

-понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

-выполнение учебных действий в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

-приходить к решению в спорных вопросах;

-допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

- уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики.

Личностные:

-формировать собственное мнение и позицию;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

III

Открытие нового знания.

Цель: изучение новой темы (10-12 мин)

- Как вы считаете, какая тема нашего урока?

- А зачем в математике нужна диаграмма?

-А вот на уроке мы с вами и узнаем для чего нужна диаграмма.

(Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении)

-В зависимости от того, с помощью чего изображаются числа, диаграммы могут быть разных видов. Как вы думаете, какие?

-Правильно, а мы будем работать со «столбчатыми диаграммами»

-Откройте учебник на стр 16, посмотрите на первую диаграмму и скажите, что мы узнали? Прочитайте задание про себя.

-Обратите внимание, масса утки уже дана-3 кг, как ее получили?

-Верно, по аналогии определили массы других животных. Давайте сами попробуем разобрать следующую диаграмму, чтобы более понятнее разобраться.

- Задание 81 на карточке. Прочитает задание …

-Давайте проанализируем диаграмму, что мы видим?


-Что мы можем сказать про столбики

-Обратите внимание, что столбики подписаны. Как они подписаны? Это классы, что еще у нас дано?

-А что еще у нас дано, очень важное? Какой у нас масштаб дан?

-Верно, представим, что на 4 человека приходится 1 клетка. Обратите внимание, справа от диаграммы в таблицу мы записываем количество учеников. Что нужно сделать, чтобы вычислить количество учащихся в 1 классе?


-Абсолютно верно. Определит количество учащихся во втором классе ….

А я смотрю какой ряд самый внимательный, кто уже считает, сколько у вас получилось во 2 классе? А в 3 посчитали?

-Кто не согласен?

-Что получилось в 4 классе скажет …. Как ты определила?

-А сколько всего учащихся в школе? Что для этого нужно сделать? Скажет…

-Молодец.

-А теперь расскажите вы мне, о чем была диаграмма?

-Что мы увидели?


-На что мы обращали внимание?

-А куда заносили данные?

-А ведь эту задачу можно было записать письменно. Обратите внимание на слайд и сравните, каким способом проще решить, как мы сейчас, когда читали диаграмму или читать условие, обдумывать действия?

-Диаграмма.

Предположения детей.








- «столбчатая», «круговая», «линейная» диаграммы.


Предположения детей.
















-Мы узнали массу животных, а так же масштаб диаграммы.

-Умножили масштаб на количество клеток.














-Мы видим столбики, разные по цвету и размеру, а так же таблицу, куда вписывать данные.

-Они разного размера


-Классы.


-Масштаб


-Масштаб 1 клетка-4 человека




-Посчитать количество клеток, а затем умножить на 4 человека, получилось 24 учащихся в 1 классе.


Ученик определяет количество учащихся во втором классе: 4*7=28 учащихся.


-В 3 классе 24 учащихся ( 4*6=24 (уч.))


-В 4 классе получилось 20 учащихся, я 4 умножила на 5.

-Нужно сложить количество всех учеников. Всего получилось 24+28+24+20=96 учащихся в школе

-О количестве учащихся в классах.


-Увидели столбики, обозначающие количество детей в классах

-На масштаб.

-В таблицу.



-Проще диаграммой.

Познавательные:

-умение извлекать необходимую информацию из текстов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать логическое мышление.

Регулятивные:

-понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

-планировать свои действия в соответствии

с поставленной учебной задачей для ее решения;

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способы и результат действия;

-выполнение учебных действий в устной и письменной форме;

-следовать инструкции учителя.

Коммуникативные:

-приходить к решению в спорных вопросах;

- уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

-умение формулировать свои мысли в устной форме;

Личностные:

-формировать собственное мнение и позицию;

- проявлять интерес к изучаемому предмету.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

-широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

IV

Первичное закрепление. (7-9 мин)

-Прочитайте следующее задание на карточке.

-Что нам дано?

-Верно, обратите внимание, слева дана шкала высоты, на которую прыгнули 4 мальчика. А какой масштаб дан? Одна клетка равна 10 см

-Скажите, кто занял 1-ое место?

-Как вы определили?

-А кто взял 4-ое место?

Сейчас, когда мы будем разбирать вопросы под диаграммой, ответы записывайте на против вопроса.

-А теперь прочти 1 вопрос громко и четко. Так кто занял первое место? А как звали детей?



-Прочитай второй вопрос.


-Читает 3 вопрос….А напомните, прыжок Олега, а Гены? А на сколько сантиметров прыжок Олег был выше?

-А теперь составьте свои вопросы к диаграмме.

-Кто хочет?


-А назовите, у кого разницы в прыжках 20 см?

-Верно.




Ученик читает.

-Даны имена мальчиков и длина прыжков.




-Олег

-У Олега самый длинный столбик.

-Гена.




Ученик решает 2 задание. Имена мальчиков: Юра, Олег, Гена и Рома.

Читает 1 вопрос

1)Первое место занял Олег;

2) Роме удалось взять 110 см, а Юре 100 см;

3)Прыжок Олега -120см, прыжок Гены-90 см. А прыжок Олега на 30 см был выше прыжка Юры.


-На какую длину прыгнули все 4 мальчика? 420 см.

-У Олега по сравнению с Юрой и Рома по сравнению с Геной.
















Познавательные:

-умение извлекать необходимую информацию из текстов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

-понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

-планировать свои действия в соответствии

с поставленной учебной задачей для ее решения;

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-выполнение учебных действий в устной и письменной форме;

-следовать инструкции учителя.

Коммуникативные:

-приходить к решению в спорных вопросах;

- уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

Личностные:

-формировать собственное мнение и позицию;

- проявлять интерес к изучаемому предмету.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;


V

Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону

Цель: организация самостоятельного выполнения задания

(7-9 мин)

-А теперь проведем самостоятельную работу. Разделимся на 2 варианта от окна первый. Я продиктую примеры, первому варианту на умножение, второму на деление. Вы должны будете их решить.

I вар:

1) 85*2;

2) 31*5;

3) 24*5.

II вар:

1) 126:9;

2) 288:8;

3) 147:7;

-А теперь вторая часть работы. Вам нужно составить и зарисовать диаграмму в тетрадь, которая будет состоять из 3 столбиков. Значения столбиков вы получите, решив задания на слайде. Кому не понятно, поднимите руку.

I ВАРИАНТ

1) От первого полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ;

2) От первого полученного результата отнять второй полученный результат, выделить ответ;

3)От второго полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ;

II ВАРИАНТ

1) К первому полученному результату прибавить второй полученный результат выделить ответ;

2) От второго полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ;

3) К первому полученному результату прибавить третий полученный результат, выделить ответ;

Проверка задания ( на интерактивной доске)


Ученик читает условие задания.


Выполняют самостоятельно.



I вар:

1) 85*2=170;

2) 31*5=155;

3) 24*5=120.

II вар:

1) 126:9=14;

2) 288:8=36;

3) 147:7=21.






I ВАРИАНТ

1) 170-120=50;


2) 170-155=15;


3)155-120=35;


II ВАРИАНТ

1) 14+36=50;



2)36-21=15;


3) 14+21=35



Познавательные:

-умение извлекать необходимую информацию из текстов;

Регулятивные:

-понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

-уметь находить пути решения различных учебных задач.

Коммуникативные:

- уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

Личностные:

-формировать собственное мнение и позицию;

- проявлять интерес к изучаемому предмету

VI

Рефлексия, итог.

Цель: оценка результатов деятельности (2- 3 мин)

-Что нового вы узнали на уроке?


- Ответьте на вопрос, так зачем же нам нужны диаграммы?

-И теперь вы сумеете читать диаграммы, а так же карты, ведь там тоже используется масштаб

- А теперь давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке.

-Предлагаю прикрепить квадратик на доске к соответствующему смайлику. Первый смайлик означает, что вам было трудно и вы ничему новому не научились,; задумчивый смайлик означает, что вам понравился урок, но у вас остались вопросы по теме, а улыбающийся смайлик означает, что урок вам понравился и вы все усвоили.

-Таким образом у нас получится столбчатая диаграмма.

-Сначала выходят девочки, прикрепляют квадратик, а затем мальчики.

-Спасибо за урок.

-Мы узнали, что такое диаграммы и поработали со столбчатой диаграммой.

-Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении

Предположения детей.













Прикрепляют квадратики.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-выполнять действия в устной форме ориентируясь за заданные учителем ориентир;

Коммуникативные:

-задавать вопросы использовать речь для передачи информации;

Личностные:

-уважительно относиться к учителю, одноклассникам.



Дополнительно: Задача № 10. Из 28 м ткани шили 7 одинаковых платьев. Сколько потребуется ткани, чтобы сшить 12 таких платьев? Сколько таких платьев можно сшить из 60 м ткани?

Решение:

1) 28:7=4 (м)- требуется на пошив одного платья.

2) 4*12=48 (м)- потребуется на пошив 12 таких платьев.

3)60:12=5 (пл.)-можно сшить из 60 м.

Ответ: 48 м, 5 платьев.