II | Актуализация знаний (устный счет) Цель: актуализация опорных знаний (8-10 мин) | Обратите внимание, что ответы примеров – это ключ к разгадке ребуса, но какого, мы еще с вами не знаем. 1) увеличьте 4 в 50 раз и от произведения вычтите число 37; 2) найдите сумму чисел 212 и 73; 3) к числу 33 прибавьте разность чисел 73 и 62; 4) сколько десятков в числе 357?; 5) найдите 5 часть от числа 120 и прибавьте к результату число 18; 6) площадь квадрата равна 64² см, найдите периметр; 7) прямоугольный участок имеет длину 36 м, а его периметр 128, найдите ширину; 8) из произведения 17 и 2 вычти число 13; 9) число 72 разделили на 8, чему равны 3 доли от этого числа? -Молодцы. -Запишите число, классная работа. -А теперь минутка чистописания, запишите полученные числа в порядке убывания -Какое слово получилось? 285 | 163 | 44 | 42 | 35 | 32 | 28 | 27 | 21 | Д | И | А | Г | Р | А | М | М | А | -Обратите внимание на удвоенную м, подчеркните её. Это слово нужно запомнить. -Кто знает значение слова ДИАГРАММА? -Известно ли вам, люди каких профессий просто не могут обойтись без диаграмм? Это астрономы, географы, врачи, метеорологи. -Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «чертеж». - Прочитает, громко и четко понятие «Диаграмма» Диаграмма-это рисунок в виде графика, на котором числа или значения величин изображены отрезками, полосками, частями круга или другими фигурами. Для изображения чисел на диаграмме задают масштаб, используя который и строят диаграммы. -А кто знает, что такое масштаб? -Масштаб-отношение отношение одного объекта к другому. | Ученики выходят поочереди и решают примеры, затем комментируют решения. 1) 4*50-37=163: 2) 212+73=285; 3) 33+(73-62)=44; 4) 35 десятков; 5) 120:5+18=42; 6) Р=2*(8+8)=32 см; 7)128:2-36=28 8)17*2-13=21; 9) (72:8)*3=27 Записывают число, классная работа. Расставляют числа в порядке убывания. -Диаграмма Предположения детей. Ученик читает понятие «диаграмма» Предположения детей. | Познавательные: - развивать логическое мышление. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; -понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; -выполнение учебных действий в устной и письменной форме. Коммуникативные: -приходить к решению в спорных вопросах; -допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; - уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики. Личностные: -формировать собственное мнение и позицию; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности. |
III | Открытие нового знания. Цель: изучение новой темы (10-12 мин) | - Как вы считаете, какая тема нашего урока? - А зачем в математике нужна диаграмма? -А вот на уроке мы с вами и узнаем для чего нужна диаграмма. (Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении) -В зависимости от того, с помощью чего изображаются числа, диаграммы могут быть разных видов. Как вы думаете, какие? -Правильно, а мы будем работать со «столбчатыми диаграммами» -Откройте учебник на стр 16, посмотрите на первую диаграмму и скажите, что мы узнали? Прочитайте задание про себя. -Обратите внимание, масса утки уже дана-3 кг, как ее получили? -Верно, по аналогии определили массы других животных. Давайте сами попробуем разобрать следующую диаграмму, чтобы более понятнее разобраться. - Задание 81 на карточке. Прочитает задание … -Давайте проанализируем диаграмму, что мы видим? -Что мы можем сказать про столбики -Обратите внимание, что столбики подписаны. Как они подписаны? Это классы, что еще у нас дано? -А что еще у нас дано, очень важное? Какой у нас масштаб дан? -Верно, представим, что на 4 человека приходится 1 клетка. Обратите внимание, справа от диаграммы в таблицу мы записываем количество учеников. Что нужно сделать, чтобы вычислить количество учащихся в 1 классе? -Абсолютно верно. Определит количество учащихся во втором классе …. А я смотрю какой ряд самый внимательный, кто уже считает, сколько у вас получилось во 2 классе? А в 3 посчитали? -Кто не согласен? -Что получилось в 4 классе скажет …. Как ты определила? -А сколько всего учащихся в школе? Что для этого нужно сделать? Скажет… -Молодец. -А теперь расскажите вы мне, о чем была диаграмма? -Что мы увидели? -На что мы обращали внимание? -А куда заносили данные? -А ведь эту задачу можно было записать письменно. Обратите внимание на слайд и сравните, каким способом проще решить, как мы сейчас, когда читали диаграмму или читать условие, обдумывать действия? | -Диаграмма. Предположения детей. - «столбчатая», «круговая», «линейная» диаграммы. Предположения детей. -Мы узнали массу животных, а так же масштаб диаграммы. -Умножили масштаб на количество клеток. -Мы видим столбики, разные по цвету и размеру, а так же таблицу, куда вписывать данные. -Они разного размера -Классы. -Масштаб -Масштаб 1 клетка-4 человека -Посчитать количество клеток, а затем умножить на 4 человека, получилось 24 учащихся в 1 классе. Ученик определяет количество учащихся во втором классе: 4*7=28 учащихся. -В 3 классе 24 учащихся ( 4*6=24 (уч.)) -В 4 классе получилось 20 учащихся, я 4 умножила на 5. -Нужно сложить количество всех учеников. Всего получилось 24+28+24+20=96 учащихся в школе -О количестве учащихся в классах. -Увидели столбики, обозначающие количество детей в классах -На масштаб. -В таблицу. -Проще диаграммой. | Познавательные: -умение извлекать необходимую информацию из текстов; - устанавливать причинно-следственные связи; - развивать логическое мышление. Регулятивные: -понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; -планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способы и результат действия; -выполнение учебных действий в устной и письменной форме; -следовать инструкции учителя. Коммуникативные: -приходить к решению в спорных вопросах; - уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; -умение формулировать свои мысли в устной форме; Личностные: -формировать собственное мнение и позицию; - проявлять интерес к изучаемому предмету. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; -широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности. |
IV | Первичное закрепление. (7-9 мин) | -Прочитайте следующее задание на карточке. -Что нам дано? -Верно, обратите внимание, слева дана шкала высоты, на которую прыгнули 4 мальчика. А какой масштаб дан? Одна клетка равна 10 см -Скажите, кто занял 1-ое место? -Как вы определили? -А кто взял 4-ое место? Сейчас, когда мы будем разбирать вопросы под диаграммой, ответы записывайте на против вопроса. -А теперь прочти 1 вопрос громко и четко. Так кто занял первое место? А как звали детей? -Прочитай второй вопрос. -Читает 3 вопрос….А напомните, прыжок Олега, а Гены? А на сколько сантиметров прыжок Олег был выше? -А теперь составьте свои вопросы к диаграмме. -Кто хочет? -А назовите, у кого разницы в прыжках 20 см? -Верно. | Ученик читает. -Даны имена мальчиков и длина прыжков. -Олег -У Олега самый длинный столбик. -Гена. Ученик решает 2 задание. Имена мальчиков: Юра, Олег, Гена и Рома. Читает 1 вопрос 1)Первое место занял Олег; 2) Роме удалось взять 110 см, а Юре 100 см; 3)Прыжок Олега -120см, прыжок Гены-90 см. А прыжок Олега на 30 см был выше прыжка Юры. -На какую длину прыгнули все 4 мальчика? 420 см. -У Олега по сравнению с Юрой и Рома по сравнению с Геной. | Познавательные: -умение извлекать необходимую информацию из текстов; - устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: -понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; -планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; -выполнение учебных действий в устной и письменной форме; -следовать инструкции учителя. Коммуникативные: -приходить к решению в спорных вопросах; - уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; Личностные: -формировать собственное мнение и позицию; - проявлять интерес к изучаемому предмету. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; |
V | Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону Цель: организация самостоятельного выполнения задания (7-9 мин) | -А теперь проведем самостоятельную работу. Разделимся на 2 варианта от окна первый. Я продиктую примеры, первому варианту на умножение, второму на деление. Вы должны будете их решить. I вар: 1) 85*2; 2) 31*5; 3) 24*5. II вар: 1) 126:9; 2) 288:8; 3) 147:7; -А теперь вторая часть работы. Вам нужно составить и зарисовать диаграмму в тетрадь, которая будет состоять из 3 столбиков. Значения столбиков вы получите, решив задания на слайде. Кому не понятно, поднимите руку. I ВАРИАНТ 1) От первого полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ; 2) От первого полученного результата отнять второй полученный результат, выделить ответ; 3)От второго полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ; II ВАРИАНТ 1) К первому полученному результату прибавить второй полученный результат выделить ответ; 2) От второго полученного результата отнять третий полученный результат, выделить ответ; 3) К первому полученному результату прибавить третий полученный результат, выделить ответ; Проверка задания ( на интерактивной доске) | Ученик читает условие задания. Выполняют самостоятельно. I вар: 1) 85*2=170; 2) 31*5=155; 3) 24*5=120. II вар: 1) 126:9=14; 2) 288:8=36; 3) 147:7=21. I ВАРИАНТ 1) 170-120=50; 2) 170-155=15; 3)155-120=35; II ВАРИАНТ 1) 14+36=50; 2)36-21=15; 3) 14+21=35 | Познавательные: -умение извлекать необходимую информацию из текстов; Регулятивные: -понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; -уметь находить пути решения различных учебных задач. Коммуникативные: - уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; Личностные: -формировать собственное мнение и позицию; - проявлять интерес к изучаемому предмету |
VI | Рефлексия, итог. Цель: оценка результатов деятельности (2- 3 мин) | -Что нового вы узнали на уроке? - Ответьте на вопрос, так зачем же нам нужны диаграммы? -И теперь вы сумеете читать диаграммы, а так же карты, ведь там тоже используется масштаб - А теперь давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке. -Предлагаю прикрепить квадратик на доске к соответствующему смайлику. Первый смайлик означает, что вам было трудно и вы ничему новому не научились,; задумчивый смайлик означает, что вам понравился урок, но у вас остались вопросы по теме, а улыбающийся смайлик означает, что урок вам понравился и вы все усвоили. -Таким образом у нас получится столбчатая диаграмма. -Сначала выходят девочки, прикрепляют квадратик, а затем мальчики. -Спасибо за урок. | -Мы узнали, что такое диаграммы и поработали со столбчатой диаграммой. -Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении Предположения детей. Прикрепляют квадратики. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -выполнять действия в устной форме ориентируясь за заданные учителем ориентир; Коммуникативные: -задавать вопросы использовать речь для передачи информации; Личностные: -уважительно относиться к учителю, одноклассникам. |