СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработала и провела в 3 классе. Урок интересный и насыщенный. Есть презентация и видеоролик к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА

Открытый урок: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"





Разработала учитель музыки высшей категории Абуева Любовь Алексеевна

г. Буйнакск



Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.

Задачи урока:

  1. Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:

через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;

через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.

  1. Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

  2. Развивать навыки импровизации и творчества.

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная деятельность, групповая работа. Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрский жест, солист. Оборудование урока: синтезатор; компьютер; музыкальный центр; мультимедийный проектор; колонки. иллюстрация Большого театра Москвы; иллюстрация дирижёра; иллюстрация симфонического оркестра и др. шумовые и музыкальные инструменты: колокольчик, деревянные ложки, треугольник, металлофон, маракасы.



Музыкальный материал: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе; «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка. " Песня о волшебниках" муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового. Физминутка " Танцуйте сидя".

План урока:

  • 1. Организационный момент. Активизация внимания.

  • 2. Актуализация опорных знаний.

  • 3. Открытие новых знаний.

  • 4. Слушание музыкальных отрывков.

  • 5. Физминутка.

  • 6. Вокально-хоровая работа.

  • 7. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

  • 8. Рефлексия. Подведение итогов урока.



Ход урока 1. Организационный момент. Вход в класс под «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Музыкальное приветствие "Колокольчик". (1 минута). Весь урок сопровождается презентацией.

Слайд 1

2. Актуализация опорных знаний (5 минут).

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.

Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Дети: В музыкальном театре.

Слайд 2

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Слайд 3

Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Дети: Оперы и балеты.

Учитель: Что такое опера?

Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Слайд 4

Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?

Дети: Кит песня.

Слайд 5

(После ответа, на экране появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)

Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».

Учитель: Что такое балет?

Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

Слайд 6

Учитель: А какой кит привёл нас в балет?

Дети: Кит танец.

Слайд 7

На экране снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)

Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С персонажами балета «Золушка».

Учитель: Кто из композиторов написал балет "Золушка"?

Дети: Сергей Прокофьев.

Учитель: Молодцы.

Слайд 8

3. Открытие новых знаний. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

Слайд 9-10

Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

Слайд 11

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

Слайд 12,13,14

А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о сказке Гофмана «Щелкунчик»).

Слайд 15, 16

4.Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)

Учитель: А кто исполнил эту музыку?

Дети: Исполнили музыкальные инструменты.

Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети отвечают.

Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?

Дети: В балете.

Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?

Дети: Это кит марш.

Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?

Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.

Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?

Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.

Учитель: Почему в балете, а не в опере?

Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.

Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?

Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.

Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).

Слайд 17

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Слайд 18

Учитель: А кто же стоит во главе симфонического оркестра? Загадку вам сейчас загадает (..........................................)

Слайд 19

Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.

Слайд 20-21

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

Слайд 23-24

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира.

Слайд_25_

(На экране появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)

Слайд_26_

Посмотрите на фотографию дирижёра.

(На доске появляется фото дирижера крупным планом.)

Слайд 27

Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие...

Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.

(Повторное слушание и пластические движения детей.)

Учитель: Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.

Слайд 28

(Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.)

Учитель: Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?

Слайд 29

Дети: Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.

Учитель: Чем отличается?

Дети: Мелодия была ... (мнение детей).

Учитель: Какой кит прозвучал?

Дети: Кит песня, потому что мы слышали голос.

Учитель: В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?

Дети: В опере, так как здесь слышали пение.

Учитель: Какое настроение в этой музыке?

Дети: Радостное, весёлое.

Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?

Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.

Учитель: Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?

(Повторное слушание.)

Дети: Да. Здесь ещё звучит кит марш, так как хочется маршировать. Мелодия отрывистая, чёткая.

Учитель: А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.

(Повторное слушание и пластическое интонирование вместе с детьми.)

Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?

Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.

Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?

Дети: С китом марш.

Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?

Дети: В оперу и в балет.

(На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)

Слайд 30

Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?

Дети: Нет. Марши звучат по-разному.

Учитель: Как звучит марш в опере?

Дети: В опере марш звучит песенно.

Учитель: Как звучит марш в балете?

Дети: В балете марш звучит танцевально.

Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.

Слайд 31

(Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора».)

Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.

Слайд 32

Учитель: Какими жестами вы показали музыку?

Дети отвечают.

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать марш в исполнении ученика вашего класса Саши.

Учитель: Саша кем сейчас был?

Дети: Исполнителем.

Учитель: А вы?

Дети: Слушателями.

Учитель: Я предлагаю и вам стать тоже исполнителями музыки. Вы будете музыкантами. (раздаю инструменты)

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Вы любите танцевать?

Дети: Да!

5. Физминутка.

Слайд: 33

Учитель: Сейчас мы проведем физминутку "Танцуйте сидя".

Слайд: 34

Учитель: Молодцы!

Учитель: Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь(ритмический настрой)

6. Вокально-хоровая работа.

Слайд: 35

а) Распевка: "Дон, дон, дили-дон...", "Эхо", "Мы перебегали берега"

б)Разучивание песни "Песня о волшебниках".

Слайд: 36

-Исполнение песни учителем;

-Беседа о прослушанном;

Слайд: 37

-Проговаривание слов (текст на экране)

- Разучивание мелодии;

- Исполнение всех куплетов;

-Исполнение песни с игрой на музыкальных инструментах.

Учитель: Молодцы, ребята! Какой хороший оркестр у нас получился!

7. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу. Игра «Снежок»(Учитель бросает снежок,  дети называют ключевые слова  урока:  театр, опера,  балет ,солист, хор, марш, дирижер, оркестр,)

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?

Дети: О театре. (О каком ?)

О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)

О дирижёре и его жестах, о роли.

О музыкальных спектаклях. (О каких?)

Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?

Дети: Кит марш.

Учитель: Как звучит марш в опере? Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

Учитель: Молодцы.

Слайд 38

Рефлексия деятельности. 

Учитель: О чем рассказала нам волшебная палочка дирижера? Какой кит нас сегодня привел в спектакли? Музыку каких композиторов мы слушали? Что узнали нового? Какую учили песню? Что понравилось больше всего?

Домашнее задание. Нарисовать то, что сегодня впечатлило вас на уроке. Учитель оценивает и благодарит детей.





























Результаты урока:

Личностные:

- развитие мотивов учебной и творческой деятельности, личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

- Добиться внимания, координации музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.

- научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них.

- Развивать умение анализировать и сравнивать.

Предметные:

Познакомить детей с театром оперы и балета, закрепить понятия опера, балет, дирижер, солист, уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре вокальные произведения, слаженно играть в оркестре, слушая при этом своего товарища.Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

- Развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.






















Информационные источники, используемые при подготовке к уроку:



Поурочное планирование Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» 1 – 4 классы.

  • Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

  • План — конспект урока музыки 2 кл. «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.» http://festival.1september.ru/articles/561850/

  • Социальная сеть работников
    образования nsportal.ru

  • Сайт ИНФОУРОК