СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока технологии (девочки) 5 класс по теме: Классификация текстильных волокон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с классификацией волокон

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока технологии (девочки) 5 класс по теме: Классификация текстильных волокон.»

Предмет технология: класс 5

Тема урока: Классификация текстильных волокон.

Тип урока: комбинированный (2 часа)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.

Задачи урока:

  • Образовательная:

получить новые сведения о тканях и их свойствах;

сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;

  • Развивающая:

формирование устойчивого интереса к предмету,

развитие внимания,

логического мышления.

  • Воспитательная:

формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;

Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.

Оборудование: проектор, папка с образцами ткани, презентация «Классификация текстильных волокон», раздаточный материал на парту, инструкционная карта.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.

  2. Какие инструменты используют для швейных работ?

  3. Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?

  4. Что такое фурнитура, приведите примеры.

  1. Изучение нового материала.

На уроках технологии мы с вами выяснили, что есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.

- Интересно, из чего же шьют одежду? (ответ детей - из ткани).

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. (запись в тетради)

- А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор и т.д).

- Как вы думаете, надо разбираться в тканях?

- Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?

- Рассмотрим коллекции тканей и попробуем определить, из чего они состоят. (дети рассматривают ткань с помощью лупы)

- Из чего состоит ткань? - из нитей.

- Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна, а точнее текстильные волокна.

- А у нас вся ткань одинаковая? (ответ детей - нет)

- Ткань разная и волокна разные, т.е . есть различные классификации волокон.

- А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Классификация текстильных волокон. Производство тканей) (запись в тетради)

Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника «Классификация текстильных волокон»

Презентация Классификация текстильных волокон»

- Как делятся текстильные волокна? – натуральные и химические.

- Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.

- Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.

Сейчас откройте свои тетради, и мы составим классификацию волокон. Презентация «Классификация текстильных волокон»

Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения. Посмотрите на образцы ткани. Вам также надо будет принести папку с файлами и каждый создаст свои папку с образцами ткани.

Слайд 1

- Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.

Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,

Слайд 2 после чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.

Слайд 3 Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания. (запись в тетрадь)

Ровница – слабо скрученная нить. (запись в тетрадь)

А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен.

Слайд 4 Лен, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.

Слайд 6-10 Основные этапы получения льняных тканей: (запись в тетрадь)

1.    Сбор и получение льняной соломы

2.    Вымочка льняной соломы

3.    Производство первичной обработки

4.    Сушка

5.    Мятье

6.    Трепание

7.    Прядильные производства: получение пряжи

8.    Ткацкое производство: получение ткани

9.    Отделочное производство: отбеливание, окраска

Я приготовила для вас раздаточный материал, внимательно прочитайте его, сделайте запись в тетрадях.


Таблица 1

Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна.

Хлопок

Лён

Обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.


Горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.










Таблица 2


Свойства ткани.


Хлопок:


Лен:


Положительные:

экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.

Отрицательные:

высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло - и влагообмен; медленное высыхание.


Положительные:

экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.

Отрицательные:

сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.

Особенности ухода.

Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.


  1. Практическая работа № 3

Тема: Определение сырьевого состава ткани.

Внимательно рассмотрим инструкционную карту № 1


  1. Рефлексия учебной деятельности.

  1. Сегодня на уроке я узнала …

  2. Мне было интересно …

Оценка за работу, за активность на уроке.

  1. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение о других волокнах растительного происхождения.

  2. Принести образцы ткани, папку с файлами .





























Приложение 1

Инструкционная карта №1

«Отличительные признаки волокон»

Тема: Определение сырьевого состава материала

Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.

1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;

2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;

3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения;

4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;

5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;

6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице № 1 вид ткани каждого образца.

7) Заполните таблицу № 2

Таблица № 1

Фактура поверхности

Шероховатая, матовая, гладкая, блестящая

Мягкость

Мягкая

Жесткая

Средней жесткости

Извитость

Малоизвитые

Прямые

Извитые

Вид обрыва нитей

Ватка, кисточка из прямых волокон, кисточка с расходящимися извитыми волоконцами, связанная масса волокон

Горение

Серый пепел, запах горелой бумаги,

черный шарик, запах жженого пера


Таблица № 2

Признаки

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Фактура поверхности





Мягкость





Извитость





Вид обрыва нитей





Горение


















Приложение 2

Инструкционная карта №2

«Определение свойств тканей»

Тема: Определение сырьевого состава ткани

Оборудование и материалы: образцы тканей, чашка с водой, толстая игла, лупа, иголка с ниткой.

Порядок выполнения работы:

1. Определить сминаемость тканей:

а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке;

б) положите его на стол и оставьте на несколько минут;

в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.

2. Определить драпируемость тканей:

а) верхний срез лоскута по длине соберите на нитку;

Плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани образуют глубокие частые складки.

б) внимательно рассмотрите образовавшиеся складки.

3. Определить намокаемость тканей:

а) намочите кусочек ткани в чашке с водой;

б) пронаблюдайте, как быстро впитывается вода.

4. Определить осыпаемость тканей:

а) возьмите кусочек ткани размером 3х5 см;

Ткань считается легкоосыпаемой, если легко вынимаются пять нитей вместе, три-четыре - средней осыпаемости, одна-две - неосыпаемой.

б) ручной иглой выньте из образца одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее;


5) Заполните таблицу № 2

Таблица № 2


Свойства

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Сминаемость





Драпируемость





Намокаемость





Осыпаемость