СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по литературе 8 класса "Листая страницы классической литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по литературе 8 класса "Листая страницы классической литературы"»

Разработка внеклассного мероприятия по русской литературе

8 класса «Литературная мозаика» на тему «Листая страницы классической литературы»

Цель: привить интерес к художественным произведениям литературы, быть внимательным и чутким к художественному слову,развитие речи учащихся.

Оборудование: портреты писателей, репродукции картин к произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Некрасова.

Ход игры:

Ведущий 1:

Листая страницы классических книг,

Мы видим, как в келье тесной старик

Склонился над чистым пока что листом

И водит, и водит гусиным пером.

Скрипя, то перо на бумаге бежит

О прошлом поведать писец нам спешит.

Ведущий 2:

Наша сегодняшняя литературная игра называется «Мозаика», потому что это действительно будет мозаика из элементов разных игр: «КВН», «Звездный час», «Великолепная семерка», «Что?Где?Когда?», «Поле чудес».

Играя, мы с вами перелистаем в памяти страницы прочитанной уже классики М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Некрасова.

Ибо, как говорил Толстой «…понять тайну русского народа можно только заглянув в прошлое, в нашу историю,

в коренные узлы её, в которых завязывался русский характер».

Ведущий 1:

Итак, литературная мозаика «Листая страницы классических книг».

Играют 2 команды, которые сейчас предъявят свои визитки.


Конкурс 1 «Угадай-ка»

Разыгрывается представление (отрывок) из художественного произведения.Задача команды: разгадать героев, название, автора произведения.


Конкурс 2 «Эрудиты»

Его мы проводим по принципу игры «Великолепная семерка», только у нас это будет «Великолепная четверка».Из каждой команды приглашается по 2 игрока, причем играть будет каждый за себя.После этого конкурса число членов каждой команды уменьшается на одного, как всегда бывает в этой игре.Сначала должны выразительно прочитать отрывок, а потом ответить на вопросы.

1.То было грозное молчанье,

Недолго длилося оно…

Вдруг залп…глядит: лежат рядами

Что нужды? Здешние полки

Народ испытанный… «В штыки,

Дружнее!» -раздалось за нами

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди…

Верхом помчалсяна завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!»- и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады!» - и пошла руля

И два часа в струях потока

Бой длился.Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь.

Ручей телами запрудили

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили меня)

Но мутная волна

Была тепла, была красна.

(«Валерик»)

2.Нежное и кроткое сердце и такая сила, такая жажда жертвы!

Помогать блуждающимся в помощи…

Она не ведала другого счастья. Не ведала и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась –и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним…

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу, хотя она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба. Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу.

(И.С.Тургенев «Памяти Вревской»)

3.(Ей) тут случалось знавать и печали

Плакали (горько),как лес вырубали,

Её и теперь его жалко до слез

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой похмуренной ели

Красные гроздьи калины глядели.


Понизу всякие звери таились

Вдруг мужики с топорами явились

лес зазвенел, застонал, затрещал

Заяц послушал – и вон убежал.


Старую сосну сперва подрубали

После арканом её нагибали

И повалили, плясали на ней

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,

Враг уже мертвого топчет героя.

Много тут было печальных картин

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы

И пропадали одна за другой

Далью последней на почве родной.

(А.Н.Некрасов «Саша»)

4. «Мать, отвори, я странник бедный

Я твой Гарези,твой младший сын;;

Сквозь пули русские безвредно

Пришел к тебе». –«Один?».-«Один!»

«-А где же отец и братья?». «Пали!

Пророк их смерть благословил

И ангелы их души взяли».

- «Ты отомстил?».- «Не отомстил…

Но я стрелой пустился в горы

Оставил меч в чужом краю,

Чтобы твои утешить взоры

И утереть слезу твою…»

«Молчи, молчи, гяур лукавый,

Ты умереть не мог со славой!

Так удались, живи один

твоим стыдом, беглец свободы,

Не омрачу я стары годы,

Ты раб и трус, и мне не сын!»

Умолкло слово отверженья,

И все кругом объято сном

Проклятья,стоны и моленья

Звучали долго под окном;

И наконец удар кинжала

Пресек несчастного позор…

И мать поутру увидала

И хладный отвернула взор.


Конкурс 3.

Мы проводим по принципу игры «Поле чудес»

Играть будут два человека.

Условие :Вам предстоит отгадать слово, которое обозначает учебный предмет, изучающий одновременно и русский язык, и литературу.

Вращайте барабан, назовите букву.

Очки, набранные в этой игре, будут добавлены к счету команды.

(СЛОВЕСНОСТЬ)

Конкурс 4. «Что?Где?Когда?»

Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик.В немлежитпредмет, а может быть, макет или изображение предмета, воспетого И.С.Тургеневым в одном из известных стихотворений в прозе.Внимание –вопрос «Что лежит в черном ящике?» (Макет книги «Русский язык»)

Конкурс 5 «Звездный час»

Вам предстоит за одну минуту ответить набольшее количество вопросов, связанных с творчеством писателей, о которых сегодня идет речь.

1.Поле, на котором происходило знаменитое сражение, описанное в одном из стихотворений М.Ю.Лермонтова.(Бородинское).

2.Имя героини Некрасова, разочаровавшейся в своем возлюбленном,пошедшей дальше него на стезе служения своему народу.

3.Вид оружия, которому Лермонтов посвятил несколько стихотворений.

(Кинжал)

4.Жена декабриста, героиня одной из поэм Некрасова.

5.Родовое имение, в котором провел свое детство и юность И.С.Тургенев.

6.Какую должность в статской службе занимал Н.В.Гоголь?

7.Какоеотношение к Гоголю имела фамилия первого советского космонавта?

8.Род войск, офицером которых был в свое время Лермонтов?

9.какое произведение Гоголя связана напрямую с рыночными отношениями?(«Мертвые души»)

10.Какое произведение Лермонтова связано с новогодним праздником? («Маскарад»)

11.Старое название пахаря? (Оратай)

12.Сборник произведений разных авторов? (Альманах)

13.Жанр произведения Лермонтова «Беглец»?

14.Наука о языке и языкознании?

15.название горы,где погиб на дуэли Лермонтов? (Машук)

16.Жанр произведения о купце Калашникове? (Песня)

17.Как назван мрачный нелюдимый человек в одном из произведений И.С.Тургенева? (Бирюк)

18.Есть ли у Тургенева безгрешная героиня? (Лукерья, рассказ «Живые мощи»

19.Какую характеристику дал Некрасов смелым, настоящим женщинам? («коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»

20 Чей это портрет? «Низенького роста, несколько рябоват, рыжеват, с небольшими лысинами на голове»?

21.А чьи эти руки?

Большие с мозолями руки

Подъявшие много труда. (Прокла. Поэма «Мороз, красный нос»)

22.Сколько было мальчиков в рассказе «Бежин луг»?(Пять)

23.Кто из данных писателей свою лиру посвятил народу своему? (Некрасов)

24.Качая ребеночка в люльке, какую песню пела крестьянка?Можно ли назвать эту песню красивой и почему? ( Песня «безобразная»Ниже тоненькой былиночки нужно голову склонить…)