развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, формировать познавательные интересы
осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. | Организация местоположения каждого ученика. Приветствие. Звучит фонограмма «Голоса птиц». - Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе? | Занимают места в читальном зале, приветствуют учителя и гостей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу. Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место. |
2. Введение в тему занятия. Актуализация знаний. | - В какое время года можно услышать пение птиц? -А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? -Почему? -Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно) Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна. Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. | Ответы детей | Познавательные: - осознанное и произвольное высказывание в устной форме; - осуществление поиска необходимой информации. |
| -А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) -А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян) -А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие) - А чем мы можем помочь птицам? -Чем можно подкармливать птиц в зимнее время? -А что птицам давать нельзя? - Догадались о чем сегодня мы с вами будем говорить? Правильно о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. -Каких зимующих птиц вы знаете? (Слайды с фотографиями птиц) | Дети называют птиц и рассказывают индивидуальные сообщения (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы, сизые голуби) Ответы обучающихся. | Предметные: называть представителей зимующих птиц; обобщать жизненные наблюдения; Коммуникативные: - умение работать в коллективе; - учитывать пространственное расположение; - умение координировать свои действия; -планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Беседа библиотекаря с обучающимися. | Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки. И оживут бедняжки! По небу весело скользя. Взлетят пернатые друзья И пропоют чирикая: «Спасибо, вам великое!» В народе существует огромное количество примет. Многие из них связаны с поведением различных животных и птиц, а так же и с погодой в разные времена года. А до нас они дошли уже в виде пословиц и поговорок. Так, например, наши предки заметили, что если птицы, улетающие на зиму, летят высоко в небе, то зима будет очень снежной, а если они летят низко, то и снега зимой будет мало. Эта примета дошла до нас в виде поговорки: высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко – так малы снега будут. | Слушают. | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. |
4. Игра сложи пословицу. (Библиотекарь) | Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе. Конкурс называется «Сложи пословицу». На столе лежат конверты в каждом конверте слова пословицы. Вам нужно из отдельных слов составить пословицу. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой. Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет. Где птица ни летает, а свое гнездо знает. Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка. Старый ворон не каркнет впустую. | Дети берут конверты. В каждом конверте пословица разделена на отдельные слова. Учащиеся из отдельных слов составляют пословицу и зачитывают ее вслух. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера. |
5. Изготовление объемной птицы из бумаги. (Учитель) | - Ребята сегодня я предлагаю вам самостоятельно изготовить птицу из бумаги и определить, что это за птица и где она живет. В определении вида птицы нам помогут загадки. Показывает поэтапное выполнение птицы. Индивидуально помогает детям. | Учащиеся выполняют объемную птицу из бумаги. | Регулятивные УУД: Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
6. Отгадывание загадок и расселение птиц. (Библиотекарь) | 1. В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. 2. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? 3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка - Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. 4. Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый ... 5. На берёзе возле дома Кто-то тенькает знакомо. У кормушки шум, веселье – Там справляют новоселье. Шустро зёрнышки клюёт, Спать с утра нам не даёт Голосистая певичка – Желтопузая … 6. Сколько есть на свете птиц, Птичек самых разных - Уток, воробьёв, синиц, И больших и малых. Но меня не спутать вам, Я - лесной ваятель. Я стучу - бам, бам, бам, бам, И зовусь я ... | Учащиеся отгадывают загадки и расселяют своих птиц. (Прикрепляют к крыше дома, на дерево, в кормушку) | Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе. |
7. Знакомство с выставкой книг. (Библиотекарь) | Библиотекарь рассказывает учащимся о выставке книг, которую она подготовила. Обращает внимание детей на то, что каждый год в России является годом птицы. 2016 год – год Удода. | Дети слушают. | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). | Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки. Покормите птиц зимой! Путь со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время. И в заключение сегодняшнего занятия я предлагаю вам продолжить предложения: - Теперь я знаю что… - Я понял что… - Я буду… - Мне очень понравилось на занятии… - У меня хорошо получилось…. - У меня вызвало затруднение…. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, оценивают результаты своей работы. | Коммуникативные: умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми. Регулятивные: -оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |