СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия в 5 классе "Покормите птиц зимой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности социального направления.  Курс «Экологический клуб» Тема:   «Покормите птиц зимой»   ...

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия в 5 классе "Покормите птиц зимой"»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности социального направления.

Курс «Экологический клуб»

Тема:  «Покормите птиц зимой»


Тип занятия: комбинированное Дата проведения: 25 февраля 2016 г.

Цель: познакомить с многообразием мира зимующих птиц, обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами, рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Планируемый результат занятия, в т. ч. и формирование УУД.

Предметные:

называть представителей зимующих птиц;

обобщать жизненные наблюдения;

развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, формировать познавательные интересы

Личностные: 

осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.

Методы работы:

  • наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы работы:

    • групповая;

    • индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютер, колонки, конверты с заданиями, книжная выставка, индивидуальный комплект для творческой работы, декорации (дом, дерево)

Место проведения: читальный зал детской библиотеки ДК

Липовцина О.И. учитель МКОУ Коротоякской СОШ, Любуцина Т.Н. заведующая Коротоякской детской библиотеки.


Технологическая карта занятия


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный

момент.



Организация местоположения каждого ученика.


Приветствие.

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

- Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?




Занимают места в читальном зале, приветствуют учителя и гостей.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные:

учебно-познавательный интерес к ма­териалу.

Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место.

2. Введение в тему занятия. Актуализация знаний.

- В какое время года можно услышать пение птиц?

-А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?

-Почему?

-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Ответы детей

Познавательные:

- осознанное и произвольное высказывание в устной форме;

- осуществление поиска необходимой информации.


-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

- А чем мы можем помочь птицам?

-Чем можно подкармливать птиц в зимнее время?

-А что птицам давать нельзя?

- Догадались о чем сегодня мы с вами будем говорить? Правильно о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время.

-Каких зимующих птиц вы знаете?

(Слайды с фотографиями птиц)


Дети называют птиц и рассказывают индивидуальные сообщения

(воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы, сизые голуби)





Ответы обучающихся.

Предметные:

называть представителей зимующих птиц;

обобщать жизненные наблюдения;

Коммуникативные:

- умение работать в коллективе;

- учитывать пространственное расположение;

- умение координировать свои действия;

-планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Беседа библиотекаря с обучающимися.

Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

В народе существует огромное количество примет. Многие из них связаны с поведением различных животных и птиц, а так же и с погодой в разные времена года. А до нас они дошли уже в виде пословиц и поговорок. Так, например, наши предки заметили, что если птицы, улетающие на зиму, летят высоко в небе, то зима будет очень снежной, а если они летят низко, то и снега зимой будет мало. Эта примета дошла до нас в виде поговорки: высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко – так малы снега будут.


Слушают.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.


4. Игра сложи пословицу.

(Библиотекарь)

Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе. Конкурс называется «Сложи пословицу». На столе лежат конверты в каждом конверте слова пословицы. Вам нужно из отдельных слов составить пословицу.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.

Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

Старый ворон не каркнет впустую.

Дети берут конверты. В каждом конверте пословица разделена на отдельные слова.

Учащиеся из отдельных слов составляют пословицу и зачитывают ее вслух.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера.

5. Изготовление объемной птицы из бумаги.

(Учитель)

- Ребята сегодня я предлагаю вам самостоятельно изготовить птицу из бумаги и определить, что это за птица и где она живет. В определении вида птицы нам помогут загадки.

Показывает поэтапное выполнение птицы.

Индивидуально помогает детям.


Учащиеся выполняют объемную птицу из бумаги.

Регулятивные УУД:

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


6. Отгадывание загадок и расселение птиц. (Библиотекарь)

1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

2. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
Ну и ловкая воровка! 
Все блестящие вещицы 
Очень любит эта птица! 
И она вам всем знакома, 
Как зовут ее?

3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.

4. Подбирает он проворно 
Кинутые ему зерна 
И гнездится на карнизе 
Наш любимый ...

5. На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая 

6. Сколько есть на свете птиц,
Птичек самых разных - 
Уток, воробьёв, синиц,
И больших и малых.
Но меня не спутать вам,
Я - лесной ваятель.
Я стучу - бам, бам, бам, бам,
И зовусь я ...


Учащиеся отгадывают загадки и расселяют своих птиц. (Прикрепляют к крыше дома, на дерево, в кормушку)


Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.


7. Знакомство с выставкой книг.

(Библиотекарь)

Библиотекарь рассказывает учащимся о выставке книг, которую она подготовила. Обращает внимание детей на то, что каждый год в России является годом птицы. 2016 год – год Удода.

Дети слушают.


Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.


8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.

И в заключение сегодняшнего занятия я предлагаю вам продолжить предложения:

- Теперь я знаю что…

- Я понял что…

- Я буду…

- Мне очень понравилось на занятии…

- У меня хорошо получилось….

- У меня вызвало затруднение….






Учащиеся отвечают на поставленные вопросы,


оценивают результаты своей работы.

Коммуникативные:

умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.