СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух – это различение звуков речи. Для чего же нужен этот особый слух?  Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения малыш  воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо  «миска» он слышит  «мишка», «было лень-  был  олень, обували ботинки-убивали, Антон и Наталья-Онтен и Валя. Недостаточное развитие фонематического слуха проявляется   в дальнейшем  при обучении письму и чтению.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

            Развитие  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА  у детей  дошкольного  возраста    УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД  МБДОУ № 153  СТЕЦЬКО И.Е.

Развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА у детей дошкольного возраста УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ № 153 СТЕЦЬКО И.Е.

Фонематический слух – это различение звуков речи.  Для чего же нужен этот особый слух?  Он необходим для верного понимания смысла сказанного.  При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения  малыш воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.  Например, вместо «миска» он слышит «мишка», «было лень-  был олень, обували ботинки-убивали, Антон и Наталья-Онтен  и Валя.  Недостаточное развитие фонематического слуха проявляется  впоследствии при обучении письму и чтению.
  • Фонематический слух – это различение звуков речи.

Для чего же нужен этот особый слух?

Он необходим для верного понимания смысла сказанного.

При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения

малыш воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Например, вместо «миска» он слышит «мишка», «было лень-

был олень, обували ботинки-убивали, Антон и Наталья-Онтен

и Валя.

Недостаточное развитие фонематического слуха проявляется

впоследствии при обучении письму и чтению.

  Неречевой слух    Неречевой слух – это восприятие журчания воды, шороха листвы, бытовых шумов, звуков музыки.  Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.  Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.  Упражнения  Звуки природы  Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

Неречевой слух

Неречевой слух – это восприятие журчания воды, шороха листвы, бытовых шумов, звуков музыки.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.

Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Упражнения

  • Звуки природы

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

 Волшебная палочка  Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.      Вдруг, как в сказке,  скрипнула дверь...     Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

Волшебная палочка

  • Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...

  • Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.
Где позвонили? Подбери картинку или игрушку!  Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.  Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

Где позвонили?

Подбери картинку

или игрушку!

  • Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
  • Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
Громко–тихо     Попросите ребенка произнести  гласный звук, слог или слово по–разному:  а) громко, а затем тихо;  б) протяжно и отрывисто;  в) высоко, а через пару мгновений низко.     Придумайте или вспомните вместе с ребенком сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.
  • Громко–тихо Попросите ребенка произнести

гласный звук, слог или слово по–разному: а) громко, а затем тихо; б) протяжно и отрывисто; в) высоко, а через пару мгновений низко.

Придумайте или вспомните вместе с ребенком сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

Игры на развитие  фонематического слуха     Эхо    Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным.    Чиним испорченный телефончик!    В игре участвуют от 3 до 10 малышей. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний малыш произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».

Игры на развитие фонематического слуха

  • Эхо Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным.
  • Чиним испорченный телефончик! В игре участвуют от 3 до 10 малышей. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний малыш произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».
Путаница   Прочтите ребенку шуточные предложения:   Тащит мышонок в норку хлебную горку. Поэт закончил строчку,  в конце поставил  дочку .  За охотником гнались дикие двери .
  • Путаница Прочтите ребенку шуточные предложения:

Тащит мышонок в норку хлебную горку.

Поэт закончил строчку,

в конце поставил дочку .

За охотником гнались дикие двери .

Какими звуками отличаются?  Назови предметы и животных, изображенных на картинках.  Какими звуками они отличаются?

Какими звуками отличаются? Назови предметы и животных, изображенных на картинках. Какими звуками они отличаются?

   Фонематический слух  – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.  Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.  Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Фонематический слух  – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

СПАСИБО   ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !