Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов
Автор проекта: Зиангирова Л. А.
л
«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
К.Д. Ушинский
Творческое название проекта
«Учимся слушать, слышать»
Аннотация проекта
Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм
работы с использованием
современных
технологий, как одного из
условий реализации
ФГОС.
Паспорт проекта
Тип проекта:
практико-ориентированный, открытый,
групповой, долгосрочный (1 год)
Проект рассчитан на детей :
старшего дошкольного возраста
Форма представления:
выступления:
на родительском собрании,
на педагогическом совете,
слайдовая презентация,
дидактический материал по теме в форме презентации
Участники проекта
Актуальность
Обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Основополагающий вопрос
Разработав систему игровых приемов работы с использованием современных технологий по развитию фонематического слуха, сможем ли мы повысить интерес воспитанников к образовательному процессу и как следствие ускорить процесс развития фонематического слуха?
Проблемные вопросы
Какова роль фонематического слуха в процессе становление всей речевой системы дошкольника?
Насколько родители компетентны в
вопросе развития фонематического слуха ребёнка?
Какие игровые приёмы с использованием ИКТ можно
применять на индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных
занятиях?
Гипотеза
то это ускорит процесс развития фонематического слуха у дошкольника
Цель проекта
Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия с использованием ИКТ у старших дошкольников и сделать её эффективной.
Задачи
Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников для всех его этапов, используя ИКТ;
Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;
Различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу;
Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Условия реализации проекта
Развитие у воспитанников интереса к игре;
Грамотная организация игры, обеспечивающая заинтересованное восприятие
Разработка перечня игр с использованием современных технологий для каждого этапа;
Дифференцированный подход;
Заинтересованность родителей результатами проекта
Новизна проекта
Применение инновационных образовательных технологий.
Этапы проекта
Подготовительный
Основной
Заключительный
Подготовительный этап
(2 половина сентября – 1 половина октября)
Вид деятельности
Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта
Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий с использованием ИКТ.
Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта.
Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций.
Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.
Этап неречевых звуков
Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов
Этап звукового и слогового анализа и синтеза
Основной этапы
(2 половина октября – апрель)
Этап неречевых звуков
Д/и «Голоса животных»;
(2 половина октября)
Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь)
Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»;
Д/и «Узнай музыкальный инструмент»;
Этап звукового и
слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель)
Д/и «Звуки окружающего мира»;
Д/и «Хлопаем слоги»;
Д/и «Найди вагон»; Д/и «
Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Какая машина проехала»
Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»;
Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Звонкий – глухой»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»;
Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»;
Д/и « Определи количество звуков»; Д/и «Куда ударит молоточек»
Этап неречевых звуков
Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме»
(2 половина октября)
Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь)
Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель)
Интегрированные занятия с музыкальным руководителем; Интегрированные занятия с инструктором по физическому воспитанию.
Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.
Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.
Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.
Заключительный этапы
(май)
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
Представление материалов проекта.
Сенсорные бутылочки и киндеры (с разным по звучанию наполнением, таким как каштаны, песок, манка, ракушки и т.д.); Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики);
Вывод
В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.
Информационные ресурсы
Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2010.
Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб.
http://www.maam.ru
http://logopeddoma.ru
http://nsportal.ru
http://progimnaz.ucoz.ru
Спасибо
за внимание !