СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия»

Развитие фонематического  слуха старших дошкольников путём использования  игровых приёмов Автор проекта: Зиангирова Л. А.             л

Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов

Автор проекта: Зиангирова Л. А.

л

«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». К.Д. Ушинский Творческое название проекта «Учимся слушать, слышать»

«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

К.Д. Ушинский

Творческое название проекта

«Учимся слушать, слышать»

Аннотация проекта Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС.

Аннотация проекта

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм

работы с использованием

современных

технологий, как одного из

условий реализации

ФГОС.

Паспорт проекта Тип проекта:   практико-ориентированный, открытый, групповой, долгосрочный (1 год) Проект рассчитан на детей :  старшего дошкольного возраста Форма представления:   выступления: на родительском собрании, на педагогическом совете, слайдовая презентация,  дидактический материал по теме в форме презентации

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, открытый,

групповой, долгосрочный (1 год)

Проект рассчитан на детей :

старшего дошкольного возраста

Форма представления:

выступления:

на родительском собрании,

на педагогическом совете,

слайдовая презентация,

дидактический материал по теме в форме презентации

Участники проекта

Участники проекта

Актуальность Обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Актуальность

Обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Основополагающий вопрос Разработав систему игровых приемов работы с использованием современных технологий по развитию фонематического слуха, сможем ли мы повысить интерес воспитанников к образовательному процессу и как следствие ускорить процесс развития фонематического слуха?

Основополагающий вопрос

Разработав систему игровых приемов работы с использованием современных технологий по развитию фонематического слуха, сможем ли мы повысить интерес воспитанников к образовательному процессу и как следствие ускорить процесс развития фонематического слуха?

Проблемные вопросы  Какова роль фонематического слуха в процессе становление всей речевой системы дошкольника?  Насколько родители компетентны в  вопросе развития фонематического слуха ребёнка?  Какие игровые приёмы с использованием ИКТ можно применять на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях?

Проблемные вопросы

Какова роль фонематического слуха в процессе становление всей речевой системы дошкольника?

Насколько родители компетентны в

вопросе развития фонематического слуха ребёнка?

Какие игровые приёмы с использованием ИКТ можно

применять на индивидуальных,

подгрупповых и фронтальных

занятиях?

Гипотеза то  это ускорит процесс развития фонематического слуха у дошкольника

Гипотеза

то это ускорит процесс развития фонематического слуха у дошкольника

Цель проекта Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия с использованием ИКТ у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Цель проекта

Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия с использованием ИКТ у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Задачи  Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников для всех его этапов, используя ИКТ;  Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;  Различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу;  Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи

Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников для всех его этапов, используя ИКТ;

Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;

Различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу;

Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Условия реализации проекта  Развитие у воспитанников интереса к игре;  Грамотная организация игры, обеспечивающая заинтересованное восприятие   Разработка перечня игр с использованием современных технологий для каждого этапа;  Дифференцированный подход;  Заинтересованность родителей результатами проекта

Условия реализации проекта

Развитие у воспитанников интереса к игре;

Грамотная организация игры, обеспечивающая заинтересованное восприятие 

Разработка перечня игр с использованием современных технологий для каждого этапа;

Дифференцированный подход;

Заинтересованность родителей результатами проекта

Новизна проекта Применение инновационных образовательных технологий.

Новизна проекта

Применение инновационных образовательных технологий.

Этапы проекта Подготовительный   Основной   Заключительный

Этапы проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

Подготовительный этап (2 половина сентября – 1 половина октября) Вид деятельности Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий с использованием ИКТ. Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта. Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций. Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.

Подготовительный этап

(2 половина сентября – 1 половина октября)

Вид деятельности

Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта

Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий с использованием ИКТ.

Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта.

Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций.

Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.

Этап неречевых звуков Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов Этап звукового и слогового анализа и синтеза

Этап неречевых звуков

Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов

Этап звукового и слогового анализа и синтеза

Основной этапы

(2 половина октября – апрель)

Этап неречевых звуков

Д/и «Голоса животных»;

(2 половина октября)

Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь)

Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»;

Д/и «Узнай музыкальный инструмент»;

Этап звукового и

слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель)

Д/и «Звуки окружающего мира»;

Д/и «Хлопаем слоги»;

Д/и «Найди вагон»; Д/и «

Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Какая машина проехала»

Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»;

Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Звонкий – глухой»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»;

Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»;

Д/и « Определи количество звуков»; Д/и «Куда ударит молоточек»

Этап неречевых звуков Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме» (2 половина октября) Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь) Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель) Интегрированные занятия с музыкальным руководителем; Интегрированные занятия с инструктором по физическому воспитанию. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Этап неречевых звуков

Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме»

(2 половина октября)

Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь)

Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель)

Интегрированные занятия с музыкальным руководителем; Интегрированные занятия с инструктором по физическому воспитанию.

Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Заключительный этапы (май) Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Представление материалов проекта.

Заключительный этапы

(май)

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Представление материалов проекта.

Сенсорные бутылочки и киндеры (с разным по звучанию наполнением, таким как каштаны, песок, манка, ракушки и т.д.);  Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики);

Сенсорные бутылочки и киндеры (с разным по звучанию наполнением, таким как каштаны, песок, манка, ракушки и т.д.); Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики);

Вывод В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.

Вывод

В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.

Информационные ресурсы Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2010. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».  –– СПб.  http://www.maam.ru http://logopeddoma.ru http://nsportal.ru http://progimnaz.ucoz.ru

Информационные ресурсы

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2010.

Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».  –– СПб.

http://www.maam.ru

http://logopeddoma.ru

http://nsportal.ru

http://progimnaz.ucoz.ru

  Спасибо  за внимание !

Спасибо

за внимание !