Белик И.В.,
учитель начальных классов
Развитие функциональной грамотности у обучающихся с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность клуба «Нескучайки» начального звена
(сообщение на педсовет)
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации через любые источники, то есть быть информационно грамотной личностью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность создает именно тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности ребенка в конкретной культурной среде в том числе и ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности (игровой, учебной, речевой, физической, интеллектуальной и т.д.)
Анализируя методическую деятельность в конце 2023-2024 учебного года, учителя начальных классов пришли к выводу о том, что наши обучающиеся тоже должны учиться получать информацию различными путями и быть функионально- грамотными. Мы пришли к заключению о создании более современной формы получения информации. Создали клуб функциональной грамотности, который продолжает усовершенствовать и развивать накопившейся опыт обучающихся нашей школы. Слайд 2
Клуб «Нескучайки» способствует развитию не только воспитательных задач, но и более широко открывал возможности образовательных областей. Ориентирован он на младший школьный возраст, которые получают не только удовольствие от игрового процесса и ситуации успеха , но и мотивирует обучающихся на дальнейшее саморазвитие. Смысл клуба заключается в выходе обычного понимания учебного материала, за пределы конкретного предмета. Подача знаний в привычном формате не поднимает на должный уровень коммуникационные навыки поэтому, полученные знания в непривычном диапазоне, позволяют нашим ребятам расширить кругозор, получить дополнительные знания, развивает все ВПФ. Основные задачи клуба поощрять проявления учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта, включать задачи каждый учебный предмет в содержание курса клуба.
Были разработаны модули, думаю, с каждым годом они будут меняться, расширяться, совершенствоваться.
Мы выделили девять основных модулей функциональной грамотности: слайд
- грамотность поведения
- грамотность семейных традиций
- экологическая грамотность
-общественно-политическая грамотность
-информационная грамотность
-финансовая грамотность
-грамотность при овладении родным языком
-коммуникативная грамотность
- грамотность здорового образа жизни
Содержание модулей: слайд 4,5,6
грамотность поведения - воспитанние норм поведения в обществе, личная безопасность при различных ситуация;
грамотность семейных традиций - прививать уважение к культурным ценностям семьи;
экологическая грамотность - формирование ЗУН по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах общества и самих учащихся;
общественно-политическая грамотность –развитие умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, адаптироваться в конкретной культурной среде;
информационная грамотность предполагает развитие умений и навыков, позволяющих находить информацию в различных вариантах, обмениваться, оценивать, выбирать нужную информацию, использовать её в конкретных ситуациях;
-финансовая грамотность -формирование умений оперировать денежными знаками и являться активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений
грамотность при овладении родным языком (языковая функциональная грамотность) – предполагает овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;
коммуникативная грамотность – развитие адаптации к новым явлениям жизни, вырабатывание новых стилей поведения и общения, новой социальной позиции; освоение детьми конструктивных способов общения в процессе взаимодействия и в ходе совместной деятельности (в учебе, игре, спорте, творчестве, во взаимоотношениях с окружающими детьми);
грамотность здорового образа жизни - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
План мероприятий клуба функциональной грамотности «Нескучайки»
на 2024-2025 учебный год
№ | Названия модуля | Название мероприятия |
1 | грамотность поведения | «Безопасность детства» |
2 | грамотность семейных традиций | «Семья – дом счастья» |
3 | экологическая грамотность | «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет» |
4 | общественно-политическая грамотность | «В ногу со временем» |
5 | информационная грамотность | «Уроки информационной грамотности» |
6 | финансовая грамотность | «Юные финансисты» |
7 | грамотность при овладении родным языком | «Всё моё богатство – это мои сказки» к 220-летию Г.-Х. Андерсена |
8 | коммуникативная грамотность | «Общение-важное умение» |
9 | грамотность здорового образа жизни | «Здорово быть здоровым» |
Виды организации мероприятий в клубе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. На мероприятия привлекаются медицинский работник, учитель физкультуры, педагог-психолог, социальный педагог
Мероприятия предусматривают следующие формы организации деятельности: час общения, беседа, практикум, виртуальная экскурсии и путешествия, библиотечный урок, фотовыставки, краткометражных видеофильмов, выставка, радиопередачи, выпуски информационных тематических газет и коллажей, различные акции, индивидуальное и коллективное творчество и т.д. Мероприятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы. В большей степени это, конечно, игровая деятельность, где ребенок имеет возможность опробовать надпредметные умения, почувствовать к ним интерес при организационной и информационной поддержке педагога слайд
Модуль: грамотность поведения «Безопасность детства» | Модуль: грамотность семейных традиций «Семья – дом счастья» |
1.Игровая программа "Безопасность и мы" 2.Путешествие в страну правил дорожного движения. – виртуальная игра 3.«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой» Экскурсия в пожарную часть. 4. «Запомните, детки, таблетки – не конфетки. – кл. час (привлечение мед. работника) 5. «Экстремальные ситуации в быту» радиолинейка 6.«Тропа следопытов». (Опасные растения и грибы). – виртуальное путешествие 7.«Где дым, там и огонь». Состязания по пожарно-прикладному спорту (на базе ПЧ) | 1. Мастерская общения «Тепло семейного очага» 2.Творческая работа «Генеалогическое древо» 3. Видео-опрос «Я и моя семья»(создание видео на 1 минуту ) 4. Фотовыставка «Отец – ответственная должность» 5.Конкурс чтецов «Родные люди» |
В наших мероприятиях можно рассматривать организацию образовательной и воспитательной деятельности обучающегося, приближенной к реальной жизни или в имитационном режиме. В качестве результата выступают новые умения и отношения, творческий продукт, которые отвечают образовательным интересам обучающихся.
В процесс участия в мероприятиях различных модулей включаются все обучающиеся.
Индикаторами фукциональной грамотности являются:
- уровень развития речи;
-построение продуктивного общения со сверстниками и педагогами;
-адекватное восприятие функциональной задачи;
-Соблюдение в процессе коммуникации основных норм правильного поведения.
Программа клуба находится на апробации. И пока рассчитана на один год. В дальнейшем, я думаю, составиться программа на все 4 года.