Просмотр содержимого документа
«Развитие гибкости, как способ повышения качества овладения сложно-координационными двигательными действиями в дзюдо.»
Развитие гибкости, как способ повышения качества овладения сложно-координационными двигательными действиями в дзюдо.
Гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с наибольшей амплитудой или под ней понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность». Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в спортивной и трудовой деятельности, а также в быту. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта. Одним, из которых, является дзюдо.
В этом виде спорта гибкость способствует не только выполнению бросков с большой амплитудой, но и овладению сложно-координационными двигательными действиями. За счёт улучшения межмышечной координации в процессе выполнения упражнений на гибкость. А также она влияет на проявление других физических качеств: быстроты, ловкости, которые влияют на техническую, специальную и общефизическую подготовку дзюдоиста. Для эффективного развития гибкости необходим комплексный подход, объединяющий различные области познаний: теории и методики физического воспитания, анатомии, биомеханики, физиологии, что помогает понять причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.
Наилучший период для развития гибкости является младший школьный возраст. В учебно – тренировочных занятиях юных дзюдоистов большое внимание уделяется общей физической подготовке, в рамках которой и происходит развитие физических качеств. Для развития гибкости применяются активные, пассивные и статические упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой. Это преимущественно гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.
На развитие гибкости позвоночного столба применяются следующие упражнения:
- наклоны вперед из различных исходных положений;
- мостик.
Для развития гибкости тазобедренных суставов применяются:
- махи;
- выпады;
- шпагаты.
Для развития гибкости плечевых суставов применяется:
- выкрут.
Ведущий метод развития гибкости - повторный, так же можно применять игровой и соревновательный метод. Количество повторений постепенно увеличивалось до рекомендуемой дозировки.
Основываясь на педагогических наблюдениях в тренировочной деятельности можно утверждать, что занимающиеся у которых уровень гибкости относительно выше, лучше выполняют сложно-координационные двигательные действия, в том числе и броски. Также они овладевают новыми техническими действиями быстрее и качественнее. Это в свою очередь способствует повышению результатов обучения, а также снижает вероятность получения травмы.
Используя данные полученных педагогических наблюдений можно сказать, что применение системы упражнений для развития гибкости, с целью повышения уровня овладения сложно-координационными двигательными действиями в дзюдо дают определённые положительные результаты но только в юношеском дзюдо младшего школьного возраста.
Приложение
Таблица 2
Максимальная дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста и юных спортсменов
сустав | Количество повторений |
Учащиеся, лет | Юные спортсмены, лет | Стадия поддерживания подвижности в суставах |
7-10 | 11-14 | 15-17 | 10-14 | 15 и старше |
Позвоночный столб | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 80-90 | 40-50 |
Тазобедренный | 15-25 | 30-35 | 35-45 | 40-50 | 60-70 | 30-40 |
Плечевой | 15-25 | 30-35 | 35-45 | 45-50 | 50-60 | 30-40 |
Лучезапястный | 15-25 | 20-25 | 25-30 | 20-25 | 30-35 | 20-25 |
Коленный | 10-15 | 15-20 | 20-25 | 15-20 | 20-25 | 20-25 |
Голеностопный | 10-15 | 15-20 | 20-25 | 15-20 | 20-25 | 10-15 |