ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАРТИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
КАК КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
Алексеева Елена Владимировна, учитель английского языка
МБОУ «Гимназия № 8 – Центр образования»
Советского района города Казани
Аннотация: Статья рассматривает использование интеллект-карт на уроках иностранного языка в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Картирование мыслей является не только эффективной основой для усвоения лексико-грамматического материала и формирования навыков чтения, аудирования и письма, но и успешно способствует развитию устной речи обучающихся. К тому же метод картирования мышления даёт возможность обучающимся развивать мышление, память и воображение, являясь метапредметной технологией, и, соответственно способствовать лучшему усвоению программного материала. В статье даются разновидности интеллект-карт и предоставляются примеры развития монологической и диалогической речи с помощью их составления.
Ключевые слова: метод картирования мышления, коммуникативные технологии, метапредметность, разновидности интеллект-карт, развитие монологической и диалогической речи.
Цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной иноязычной компетенции. Эта цель достигается путем использования разнообразных образовательных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка. Коммуникативные технологии призваны научить ориентироваться в иноязычной среде и уметь реагировать соответственно ситуации, заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Согласно Е. И. Пассову, основоположнику коммуникативного обучения речи, коммуникативным технологиям присущ достаточно большой ряд параметров: мотивированность, целенаправленность, наличие речевой стратегии и тактики и ориентированности на конечную цель, личностный смысл деятельности, речемыслительная активность, постоянная вовлеченность в процесс общения, индивидуальность отношения ко всему, ситуативность, проблемность, образовательная ценность учебного материала, взаимодействие участников образовательного процесса и, наконец, эмоциональная, смысловая и личностная контактность.
Таким образом, мы можем сказать, что к коммуникативным технологиям относятся все методы и технологии, которые способствуют общению обучающихся для развития понимания речи на слух и в печатном варианте и, конечно, воспроизведению её в устном и письменном видах. Это могут быть дискуссии в разных формах организации, метод проектов, коммуникационные игры, технология критического мышления, технология сотрудничества.
Соответственно федеральному государственному общеобразовательному стандарту к коммуникативным универсальным учебным действиям, разработанным на основе системно-деятельностного подхода, относятся планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; приход к единому мнению; обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке; умение оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учеников; воспитание умения слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; умение аргументировать свое мнение, опираясь на клише, речевые высказывания.
То есть коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Мы постоянно говорим о новых, инновационных технологиях. Что в наше время является традиционным и консервативным и что инновационным? К инновационным чертам инновационных технологий относятся креативность, интерактивность (двунаправленность), многовекторность и результативность (наличие продукта).
К инновациям относится и картирование мышления, являющееся к тому же метапредметной технологией. Картирование мышления подходит любому обучающемуся не зависимо от типа восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический типы). Интеллект-карта отражает ассоциативные связи в мозге человека. Идея по определённой тематике сначала представляется в виде ассоциативной картины. К тому же на одной карте мышления можно использовать разнообразные слова, цвет, символы, линии для лучшего восприятия и запоминания. При чтении карты видны взаимосвязи информации, структура и логика. При использовании ментальных карт у обучающихся развивается мышление, память и воображение, задействуются творческие процессы и используются оба полушария мозга. Информация запоминается более качественно и в больших объемах. То есть интеллект-карты — это карты духа, мысли и памяти.
Первые учебники содержали советы о том, что надо вписывать центральную картинку в круг или «облачко» и записывать ключевые слова прописными буквами на исходящих ветвях. Теперь, чтобы способствовать свободному ассоциированию, предлагается делать прямой переход от темы к основным ветвям. Существуют типы интеллект-карт: стандартные карты, скоростные карты, мастер-карты и мега-карты (карты, связанные друг с другом), концепт-карты, отражающие сеть понятий, не привязанных строго к одной центральной теме, кластеринг с основным понятием в середине и расположенными вокруг него понятиями в кружках, могущих объединяться друг с другом в зависимости от взаимосвязей.
В последнее время используется образ дерева с основой на стволе, главными ветвями и второстепенными ответвлениями. Для создания интеллект-карты можно взять изображения потока, цветка с лепестками, осьминога, то есть всего, что даёт ответвления для расположения мыслей.
Использование картирования мыслей является хорошей основой для развития монологической и диалогической речи. В этом случае на ответвлениях будут находиться словосочетания и предложения.
Возьмём, к примеру, составление совместного рассказа или сказки: описание девочки. За основу составления интеллект-карты берётся образ новогодней ёлки.
Сначала идёт введение предложения “Once upon a time there lived a girl…”, далее следует показ картинки и, наконец, составление обучающимися рассказа. Ученики получают трафарет ёлки или рисуют её, им выдаётся набор вопросов на маленьких листочках. На месте звезды пишется имя девочки. На ёлке гирляндами нужно разместить сходные вопросы и ответы, к тому же следует закрасить определённым цветом вопросы, относящиеся к одной и той же подтеме. Примеры вопросов: How old was she? Was she beautiful? Did she live alone? How did she look like? What was she like? What could she do? What did she like doing? Had she got a pet? Where did she go one day? Who did she meet there? Или можно дать задание составить вопросы самими обучающимися.
Затем обучающиеся в парах рассказывают друг другу составленную сказку. На заключительном этапе возможны варианты: по картинке учащиеся задают вопросы одному ученику – и он отвечает или по картинке учащиеся в парах задают друг другу вопросы, составляя рассказ.
На старшем этапе предлагается ситуация, например, “A young man was sitting in the park… Describe the man/ park/ weather. What was he doing?…Suddenly a young lady with a book in her hands came up to him. What was her name? etc …”
Происходит описание картинки, человека, предмета, места по 2-3 предложения.
Таким же образом мы можем картировать вопросы к диалогу или сам диалог. Предположим, нам нужно описать девочку. Примеры вопросов: What is her name? How old is she? Is she little? Is she beautiful? What is she like? How does she look like? What can she do? What does she like doing? Can she swim well? Does she live alone? Has she got a pet? What is her favourite food? Вопросы и ответы на ёлке располагаются на гирляндах по степени значимости сверху вниз.
Впрочем, сам диалог может быть даже подготовительным этапом к поэзии. И в составлении стихотворения мы тоже можем использовать карту мышления. Используем всё тот же образ новогодней ёлки.
Ученики распределяются на пары. Придумывают себе персонаж (реальный или сказочный). Задают вопросы о характере персонажа, о том, что он делает и любит делать. И создают синквейн: первая строка – два прилагательных, описывающих персонаж (верхняя гирлянда), вторая, третья и четвёртая строки – глаголы действия с окончанием –ing (гирлянда ниже), пятая строка – обозначение персонажа другим словом или именем (нижняя гирлянда).
Poetic Portrait.
Cinquain.
Title: Use the person’s name.
Line 1: Give two adjectives describing the person.
Line 2: Begin with an –ing verb that tells what the person does.
Line 3: Begin with an –ing verb that tells what the person does.
Line 4: Begin with an –ing verb that tells what the person does.
Line 5: Use another word or name for the person.
Пример готового продукта:
Grey Wolf
Hungry and silly
Running after three pigs
Showing his big teeth
Trying to blow their houses down
A new friend to Nif-Nif, Naf-Naf and Nuf-Nuf.
Таким образом, мы видим, что метод картирования мыслей является не только эффективной основой для усвоения лексико-грамматического материала и формированию навыков чтения, аудирования и письма, но и может успешно использоваться в развитии устной речи обучающихся.
Список литературы:
1.Левитан, К. М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. / К. М. Левитан. – Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. – 64 с.
2.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – Москва: Издательство «Русский язык», 1999. – 278 с.
3.Хорст Мюллер. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. – Библиотека бизнес книг: Издательство «Омега-Л», 2007. – 128 с.