РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Агаева Эльвира Шакировна
учитель математики МБОУ СШ № 73 имени П.С. Дейнекина г.Ульяновска
Аннотация: в данной статье рассматриваются такие понятия, как смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, отмечены ключевые направления работы над формированием навыков смыслового чтения в рамках основной школы. Особое внимание акцентируется на значении смыслового чтения в развитии математической грамотности, приводятся приемы смыслового чтения на разных этапах работы с текстом на уроках математики.
Ключевые слова: смысловое чтение, стратегия смыслового чтения, критическое мышление, математическая грамотность, организация понимающего усвоения математики, предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.
Умеющие мыслить, умеют
задавать вопросы.
Элисон Кинг
В конце ХХ века человечество перешло к новому этапу своего развития – построению информационного общества. Эта перестройка привела к пересмотру всей системы образования, в рамках которой основное внимание уделяется не передаче человеку знаний, а научению его способам получения знаний, развитию его способностей к обучению и самообучению в условиях неопределенности.
В соответствии с данной целью задачей современной системы образования является перенос акцента с формирования ЗУН на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться».
В соответствии с российской моделью «4 К» в системе образования обучающийся для успешной адаптации и развития в современном мире должен обладать следующими компетенциями: критичностью мышления, креативностью, коммуникацией и кооперацией. Таким образом, сегодняшнему обучающемуся присущи такие качества характера, как любознательность, инициативность, настойчивость и адаптивность. [2]
На успеваемость ученика влияет множество факторов. Самым же главным фактором является навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем остальные вместе взятые. По результатам исследования для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
По результатам проведенных исследований PIZA, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них. [3]
В России школьное образование обеспечивает значительным багажом знаний, но мало формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций.
По этой причине одним из ключевых ориентиров для современного образования является формирование у обучающегося критического мышления. Критическое мышление — важный навык, который помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним. Критическое мышление помогает успешно справляться с учебными и рабочими задачами, принимать решения и ориентироваться в потоке информации.
Если ребенок обучается и при этом не задается самостоятельными вопросами, то он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Вопросы необходимы для ориентации в окружающем мире, для развития личности.
Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще актуальной. Преодоление негативной стороны сложившейся ситуации школьного математического образования возможно посредством обращения к смысловой стороне математического содержания, к вопросу организации понимающего усвоения математики.
Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, — работа с объяснительным текстом учебника. Причина этого — недостаточная техника чтения у некоторых детей, малый словарный запас, а также и то, что в учебниках начальной школы такие объёмные тексты не встречались. На протяжении всего времени обучения учителю математики необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с пятого класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие.
В 5 – 6 классах целесообразно обучить детей выделению главного в тексте, составлению примеров, аналогичных приведенным в тексте, нахождению в тексте ответа на поставленный вопрос, грамотно пересказывать прочитанный текст.
В 7 – 8 классах к ключевым направлениям относят умение составить план прочитанного, воспроизвести текст по предложенному плану, пользоваться образцами решения задач, запоминание определений, формул, теорем.
В 9 – 11 классах работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.
Таким образом, возникает проблема. Как научить не только практическому решению задач на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках математики?
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия сплошной или графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Каковы же причины возникновения проблем, трудностей при работе с текстами на уроках математики? Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения, постоянное применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения материала, тесная связь текста с иллюстрациями, чертежами, в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы» - ссылки на уже известные теоремы, формулы, материал.
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.
Работа с текстом происходит в три этапа: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.
Чем лучше учитель организует этап предчтения, тем легче детям будет читать и понимать текст. На этом этапе можно применить следующие приемы.
Мозговой штурм. Его целью является актуализация предшествующих знаний ребенка и его опыта, имеющего отношение к тексту. Обучающийся записывает ассоциации и факты, связанные с новой темой. После прочтения текста ребенок просматривает, адекватна ли информация, данная им при «Мозговом штурме», тому, что он узнал из текста и, соответственно, делает вывод о том, что нового узнал из текста. Использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.
Глоссарий. Цель данного приема — это актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Учитель предлагает список слов (центр, радиус, катет, хорда, диаметр, отрезок, дуга, прямоугольник) к теме урока («Окружность и круг»), а обучающиеся, в свою очередь, отмечают те в перечне, которые, по их мнению, связаны с текстом. Закончив чтение текста, необходимо вернуться к данным словам (послетекстовая стратегия), рассмотреть значение и употребление слов, использованных в тексте.
Ориентиры предвосхищения. Данный прием предназначен для актуализации предшествующих знаний и опыта, имеющего отношение к тексту. Учитель предлагает несколько суждений («Дроби сравнивают по знаменателю», «Дроби сравнивают по числителю», «Равные дроби – это те, у которых равны знаменатели», «Чем больше долей взято, тем меньше дробь»), соответствующих теме текста («Сравнение дробей»). Задача детей – отметить те, с которыми они согласны. После прочтения текста обучающиеся снова отмечают суждения. Если ответ изменился, то ребенок объясняет причину (послетекстовая деятельность).
Одним из приемов текстовой деятельности является чтение с пометками («Инсерт»). Данная стратегия помогает сформировать у обучающегося умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию. Читая, обучающийся делает пометки в тексте: «V» - уже знал, «+» - новое, «—» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Послетекстовый прием «Синквейн» развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, а также синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна: существительное (тема: «Обыкновенная дробь»), два прилагательных (описание: «правильная», «неправильная»), три глагола (действие: «делим», «складываем», «вычитаем»), фраза из четырех слов (описание: «Дробь состоит из числителя и знаменателя»), существительное (перефразировка темы: «Часть»).
Стратегия смыслового чтения также используется при работе с текстовыми задачами. Решая любую текстовую задачу, на этапе составления краткой записи ребенок должен владеть смысловым свертыванием информации, а также её оценкой на этапе анализа данных для создания математической модели и анализа полученных в ходе вычислений результатов.
Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект обучающегося, помогает дальнейшему самообразованию, учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию.
Смысловое чтение, как универсальное действие, формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения, интерактивных технологий, технологии критического мышления.
Стратегия смыслового чтения актуальна на всех уроках, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Рассмотренные приёмы смыслового чтения на уроках математики способствуют формированию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колганова Н. Е., Первова Г. М. Понятие о компетентном читателе//Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: Матер. 4 Всерос. Интернет – конференции. Тамбов, 2012.
2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт. – сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М. : Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.
3. Развитие смыслового чтения на уроках математики в 5-6 классах: «результативные практики лидеров математического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» / О. В. Баталова; под общ. ред. И. В. Долженко; Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2015. – 57 с.