Развитие мелкой моторики пальцев рук
у учащихся шестилетнего возраста
Шесть лет – ответственное время в жизни ребенка. Шестилетний ребенок – это не беспомощный малыш, который ничего не умеет, но ещё и не самостоятельная личность, которая всё знает и во всём имеет определенный опыт. Шесть лет – особенный, переломный возраст. Если ребенок воспитывался в детском саду, то, придя в школу, он попадает в новую непривычную среду, общается с новым коллективом. Что говорить о ребенке, который находился дома? Школа для него – неизведанный мир!
Пойти в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Опыт показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную жизнь. Что должен уметь будущий школьник?
Умение ребенка общаться с ровесниками, а также слушаться взрослых должно быть сформировано ещё до школы. Необходимо также выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет тяжело выдерживать нагрузку.
Чтобы ответить на вопрос, готов ли ребенок к школе, необходимо выяснить, насколько развиты пальцы его рук. Ответить на этот вопрос можно, наблюдая за тем, как ребенок рисует. Должны вызвать подозрение такие моменты:
Если ребенок для того, чтобы раскрасить рисунок переворачивает лист бумаги, то это значит, что он не в состоянии изменить направление линии с помощью пальцев;
Если все детали рисунка мелкие, то это означает, что кисть сильно сомкнута и находится в постоянном напряжении.

Во время поступления в школу мышцы рук должны быть достаточно сильными, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро писать. Уже в 5 - 6 лет у детей сформировано умение внимательно рассматривать предмет, рисунок, выделять его отдельные детали. Хотя у 35 – 40 % младших школьников недостаточно развита моторика мышц рук, зрительно-двигательная координация, что свидетельствует о слабой предварительной подготовке. Поэтому важно выполнять упражнения, которые содействуют общему двигательному развитию ребенка, обращать внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе обучения ребенку придется часто одновременно смотреть на предмет (например, на доску), и переписывать или срисовывать то, что в данный момент рассматривается. Поэтому такими важными являются согласованные действия глаз и рук. Важно, чтобы пальцы словно «слышали» ту информацию, которую им дают лаза, чтобы внимание не рассеивалось, чтобы ребенок мог скоординировать действия глаз и рук.

Родители часто спрашивают, какие упражнения для пальцев рук необходимо выполнять, чтобы развивать силу и выносливость мышц кисти. Развитие мелкой моторики напрямую связано с физическим развитием ребенка. Поэтому целесообразно проводить разные физические упражнения, заниматься физической культурой, посещать спортивные секции. Полезны такие виды деятельности, как лепка из пластилина, глины, рисование, раскрашивание. Желательно ограничить использование в рисовании фломастеров, поскольку они не требуют усилий от ребенка и не развивают мышцы руки. Работать можно и нужно простыми и цветными карандашами. Позитивный результат дают такие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, закручивание и раскручивание гаек конструктора, игры с мелкой мозаикой, выполнение аппликаций, работа с ножницами, выпиливание, выжигание, пришивание пуговиц, работа с бисером, нанизывание бус.


Существует много способов развития мелкой моторики руки. Интересным является гимнастический комплекс М.Н. Ильиной и Л.Г. Парамоновой.
Выпрямить кисть, крепко сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
Руку нужно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.
Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуты как можно шире , потом – сомкнуть и так продолжать по очереди каждой рукой, после – сразу обеими руками.
Сомкнуть пальцы в кулак и поворачивать кисть в разных направлениях. Сначала – поочередно каждой рукой. Потом –двумя руками одновременно.
Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом – на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
Ладони лежат на столе. Ребенок по очереди поднимает пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Ребенок сжимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
Положить на стол десять – пятнадцать палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все палочки. При этом нельзя помогать другой рукой и нужно стараться брать палочки по одной. Вместо палочек можно использовать горошины, пуговицы и другие мелкие предметы.
Ребенок сжимает карандаш между средним и указательным пальцами. Затем выполняет движения так, чтобы сначала сверху оказался средний палец, а потом – указательный.
Дать ребенку два небольших шарика или ореха и попросить покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и в другую сторону. А потом попросить перекатить пальцами одной руки, поворачивая то в одну сторону, то в другую.

Облегчить первые шаги во время письма, помочь достичь успеха, заинтересовать детей можно также путем проведения разнообразных пальчиковых игр, которые не только содействуют совершенствованию движений, их последовательности, но и развитию речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга. Как пример для пальчиковой гимнастики, можно привести игры.
ЦВЕТКИ
1. Наши яркие цветки распускают лепестки. (Пальцы медленно разжать из кулачков)
2. Ветерок тихонько дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо и влево)
3. Наши яркие цветки закрывают лепестки. (Медленно сжать пальцы рук в кулачки)
4.Головкой качают, тихонько засыпают. (Покачать кулачками вперед-назад)
После этой игры можно ввести динамические упражнения с простыми движениями, которые выполняются последовательно.
Например:
Ладони - на столе.
На счет 1 – пальцы врозь, на счет 2 – вместе.
ЗДРАВСТВУЙ, ЕЖ!
Встретил ежика еж:
- Здравствуй, братик! Как живешь? (Кончиками больших пальцев правой и левой рук по очереди касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев)
В заключение предлагаются координационные упражнения, когда движения совершаются одновременно двумя руками.
БРАТЬЯ
Пошли два брата вместе прогуляться, а за ними – ещё два брата.
(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Растопырить в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, потом – средний и указательный.)
Ну, а старший не гулял, очень громко их позвал. Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.
(Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей)
Параллельно с играми и упражнениями необходимо начинать обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук (вид пассивной гимнастики). Массаж укрепляет мышечную систему, повышает эластичность мышц. Работоспособность уставшей мышцы под воздействием массажа возобновляется быстрее, чем во время полного покоя. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, действуют тонизирующее на центральную нервную систему, вследствие чего повышается её регулирующая роль относительно работы всех систем и органов.
Применяются такие приемы самомассажа, как поглаживание, растирание, разминка.
На основе рекомендации А.А. Бирюкова, были разработаны упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
Подушечки четырех пальцев правой руки установить в основе пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Прерывистыми движениями смещать кожу на 1 см вперед-назад, постепенно передвигаясь к лучезапястному суставу. Выполнить аналогичное действие для другой руки.
Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать распиливание во всех направлениях тыльной стороны левой ладони. Выполнить аналогичное действие для другой руки.
Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Выполнить аналогичное действие для другой руки.
Косточками сомкнутых в кулак пальцев правой руки двигаться вверх-вниз по ладони левой руки. Выполнить это упражнение и для правой руки.
Фалангами сомкнутых в кулак пальцев правой руки выполнять движения по принципу буравчика на тыльной стороне ладони левой руки. Выполнить аналогичное действие для правой руки.
Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки выполнять хватательные движения пальцев левой руки. Выполнить аналогично для правой руки.
Движения такие же, как во время растирания замерзших рук.
Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массажированной фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки обхватывает и поддерживает палец снизу. Массажировать спиралевидными движениями. Выполнить аналогично для правой руки.
Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия проводятся в течение 10 минут. Если они вызывают затруднения у ребенка, он выполняет их с помощью взрослого. В дальнейшем, когда в результате тренировок движения пальцев усовершенствуются, учащиеся выполняют упражнения самостоятельно.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что
« движения пальцев рук исторично, в ходе развития человечества, оказывались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому сложно переоценить роль игр, упражнений, гимнастики, которые развивают мелкую моторику пальцев рук.

Литература
Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Тесты для детей. – М.:Дельта, 1999.
Сим Т.Е. Энциклопедия матери и ребенка. – Москва, 2000.
Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2006.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М.: Просвещение, 1983.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга.