СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал пригодится педагогам .студентам при подготовке к педсоветам.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР через нетрадиционные техники изобразительной деятельности


Одним из факторов развития высших психических функций у детей является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки. Учеными доказано, чем больше мастерства в детской руке, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е.А. Стребелева пишет, что "аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей".

Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка (И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Л.А. Метиева, В.М. Мозговой, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский и др.).

Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление и т.п. Дети своевременно не овладевают предметными действиями, в раннем возрасте у них есть лишь манипуляции - хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции (Н.П. Вайзман, Л.А. Метиева, М.С. Певзнер и др.).

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывали, что недостаточное развитие руки, кисти, осложняют формирование графических навыков учащихся с нарушением интеллекта. У детей с выраженными недостатками интеллекта имеются нарушения моторной сферы, координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Дети пишут буквы с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.

Олигофренопедагогами и психологами доказано: дети с умственной отсталостью испытывают выраженные затруднения в формировании "алгоритма движения" ввиду недостаточности кинетической основы произвольного действия (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, В.М. Мозговой, В.Г. Петрова и др.).

Шнурование ботинка, застегивание пуговиц, кнопок, крючков демонстрируют значительно большее количество ошибок у детей с нарушением интеллекта, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. При шнуровке ботинок дети с нарушением интеллекта допускают в пять раз больше ошибок. Застегивание кнопок показывает в два раза больше ошибок, крючков - в 2,5 раза у детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми, имеющими сохранный интеллект. Подобные задания дети с данной патологией выполняют в более медленном темпе и с меньшей скоростью. Обуславливается это нарушением координации движений, их ритма и скорости.

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать двумя руками одновременно, часто одна из рук не участвует в выполнении заданий. Например, при работе с бумагой, ножницами, пластилином на уроках по изобразительной деятельности.

Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов. У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Познание окружающего мира ребенком начинается с "живого созерцания", с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете получает ребенок.

Поэтому на своих занятиях я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук:

• массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики су-джок, прищепки, грецкие орехи и др.),

• работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т.д.),

• игры (лото, пазлы, мозаика и др.),

• лепка (работа с пластилином - прищипывание, размазывание, скатывание колбасок).

Но, отдельно взятые дидактические игры, мало приносят радости детям. Часто ребенок отказывается выполнять те задания, которые у него не получаются или отдает предпочтение к определенным видам задания.

В связи с этим я обратила внимание, как дети относятся к различным видам изобразительного творчества: рисованию, аппликации, лепке. Данная деятельность вызывала у детей положительные эмоции, интерес. Но у большинства детей с нарушениями интеллекта технические навыки слабо развиты: они не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, аппликации, лепки.

Все это не способствовало развитию и мелкой моторики, и восприятия, и эмоциональной сферы.

Одной из эффективных форм развития сенсомоторики у детей я считаю занятия по продуктивным видам деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник.

Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития.

В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных приёмов изображения в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Нетрадиционные приемы рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Такие приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

Уроки по изо-деятельности, включающие нетрадиционные приёмы, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку воспитанников к включению в жизнь.

Использование в детской изобразительной деятельности нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью.

Во время работы дети получают чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, крупой, тестом. Им интересно рисовать пальчиками, ладонью, кулачками, различным бросовым материалом. Ведь это все для детей необычно, а главное - доступно.

Рассматривая специфику и возможности нетрадиционных приемов изо-деятельности в развитии мелкой моторики детей с умственной отсталостью, отечественные учёные указывают, что кисть в целом и особенно пальцы имеют первостепенное значение в трудовых и бытовых действиях человека. Именно они соприкасаются с предметами, осуществляют очень тонкие и высоко дифференцированные действия. Кроме того, кисть является познавательным органом. Именно с помощью тактильной чувствительности пальцев человек получает информацию о форме, структуре поверхности, плотности, температуре, объеме предметов.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • мышления;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Свою работу по изо-деятельности я начала с выявления у детей зоны актуального развития. Результат обследования явился определяющим при формировании подгрупп. Таким образом, группа детей была разделена на две подгруппы. Первая подгруппа - это дети, которые проявляли желание и интерес к работе и частично владели навыками и умениям в рисовании, лепки. Вторая подгруппа - это дети, которые не проявляли интереса и желания работать, не владели никакими техническими и художественными навыками и умениями.

Занятия с детьми второй подгруппы я провожу индивидуально, в основном в форме «рука в руку». Дети первой подгруппы стараются выполнять задания по показу с небольшой моей помощью.

Каждое занятие, независимо от подгруппы детей я начинаю с пальчиковой гимнастики, вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая стишок, дети пытаются воспроизводить соответствующие движения. При повторении стишка дети побуждаются к «договариванию» слов, сопровождая движениями пальцев рук.

В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваю их, меняю интонации.

Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:

- пальчиковые игры;
- дидактические игры и упражнения;
- изобразительное творчество.

Все три части занятия взаимосвязаны между собой одной темой.

Наиболее доступными для детей с интеллектуальной недостаточностью являются следующие нетрадиционные техники изображения:

  • рисование пальцами (или «пальцевая живопись»),

  • техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов и природных материалов),

  • техника рисования ватными палочками,

  • техника «тычок» жесткой кистью.

К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа по изо-деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения дает положительные результаты:

- у детей наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности:

- часть детей способны различать цвет, форму, величину предметов;

- такие занятия дисциплинируют детей, воспитывают усидчивость, внимательность, благотворно влияют на эмоциональный настрой.

На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.



Литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.

  2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. -128 с.

  3. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Академия, 2002. - 207 с.

  4. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.

  5. Электронные ресурсы.

  6. Ю.В. Рузанова. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. - СПб.:КАРО, 2009. - 160с.+16с. Цв.вкл.