Развитие музыкального слуха.
(автор Е.Железнова)
1.«Угадайка». Угадывать по звуку предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали. Можно использовать самодельные погремушки, детские музыкальные инструменты.
2. «Учительница». Задания, как в «Угадайке», но угадывает мама. Можно угадывать ноту (из 2-3 нот).
3. «Зевака».Мама играет ноту «до» под каждый шаг ребёнка, когда начинает играть на другой ноте, ребёнок прыгает. Меняться ролями. Водить куклу.
4. «Гости». Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для некоторых нот. «До» – доктор, «ми»- мишка, «ля»- лягушка и.т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу – ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.
5. «Орешек».На столе – три листочка, на которых нарисованы персонажи или буквы – названия нот. Под одним из листочков лежит орешек. По звуку ребёнок угадывает.
6. «Хлопушки». Мама одну руку кладёт на колено или на стол, а другой рукой играет ноты первой октавы в произвольном порядке. На определённую ноту (например «до») ребёнок должен хлопнуть по маминой руке. Чтобы ребёнку было легче, сначала можно тихонько подпевать названия нот, постепенно всё тише.
7. «Догонялки». Мама играет, играющая на инструменте рука накрыта листком, на котором рисунком, цветом или буквой обозначены использующиеся для отгадывая клавиши (обычно 3-5). На рисунке обозначения находятся над соответствующими клавишами. Ребёнок должен каждый раз угадывать и показывать на рисунке, какая клавиша под листом нажата. Когда ребёнок начнёт безошибочно угадывать клавишу, пусть показывает на листочке, сидя в стороне.
8. «Прятки». Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на пианино.
9.«Комарики». Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук «з». Малыш должен найти эту клавишу – «прихлопнуть комара, пока не укусил». Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.
10. «Ягоды». Нарисовано несколько стаканчиков (сначала 2-3) соответствующего цвета или с рисунком, или с буквой. Если малыш угадал, какая нота прозвучала, то в соответствующем стаканчике рисует кружочек-ягоду, если нет – около стаканчика.
11.«Кто быстрей». Записать на магнитофон угадывание нот: звук – пауза 5 секунд – ответ. Ребёнок должен угадывать «наперегонки» с магнитофонной записью.
Угадывание нот рекомендуется осваивать в следующем порядке: «до», «соль», «до» (второй октавы), «ми», «ре», «фа», «ля», «си» (все ноты первой октавы). Очередная нота вводится, когда малыш почти без ошибок угадывает прежние.
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)
Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Для установления уровня развития чувства ритма
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.
Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.
Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Подбор репертуара:
1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.
2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.
3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.
4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.
5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.
6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)
7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.
8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.
9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.
Выбрав песню, учитель должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент.
Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.
Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа.
У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.
Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.
При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.
Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни.
Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи”
На паркете в восемь пар мухи танцевали
Увидали паука, в обморок упали!
В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки.
Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей.
Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют.
В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.
Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.
“Только смеяться” Только смеяться и улыбаться! Крепко держаться и снова смеяться! “Я хороший” Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший! Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной! | “Да и нет” Нашему здоровью - да , да, да! А всему плохому - нет, нет, нет! “Счастье” Счастливый и довольный, уверен я в себе Иду по жизни весело и радуюсь судьбе. |
Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
“Шарики”
Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).
Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.