Развитие пространственно-временных представлений
у детей с общим недоразвитием речи
Слепцова А.А., воспитатель
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Если регулировать и планировать деятельность во времени, то у ребёнка развиваются такие качества личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимые ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Развитие пространственно-временной ориентировки тесно связано с развитием его речи и мышления. Существенные изменения в восприятии пространства у ребёнка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей.
Пространственные представления - это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение).
Временные представления - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, имеем в виду смену времени суток, времён года и других регулярно повторяющихся явлений.
При развитии пространственных отношений главной задачей будет формирование у ребёнка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать последовательность становления пространственных функций.
Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности:
1.Уточнение и развитие «схемы тела», (вверх, вниз, вперёд, назад, справа, слева);
2.Восприятие реального пространства (по отношению к собеседнику);
3.Временное расположение предметов в пространстве, на плоскости.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки. При развитии представлений о «схеме тела» важно определить ведущую руку.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-вниз), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения.
Хочу поделиться методами и упражнениями, которые использую на занятиях:
Покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз.
Закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью.
Где у тебя плечи, левое плечо.
Подними «главную» руку, которой ты пользуешься (это левая либо
правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария).
Подними вторую руку, определи её название.
Соотнеси части своего тела с правой рукой, назови их.
Соотнеси части своего тела с левой рукой, назови их.
Дорисуй портрет. Назови, какие части лица ты дорисовал.
Определи, какие предметы находятся слева, а какие справа на рисунке.
В дальнейшем выполняются задания по инструкции:
1.Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги.
2.Ответь на вопрос, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
3.Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа - ручку.
Потом следует этап «оречевления» пространственных отношений. Ребёнок учится понимать и использовать предлоги и слова. На данном этапе хорошо использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы.
На рисунке, в полках находятся разные предметы. Покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом.
2.Назови геометрические фигуры. Скажи, как они расположены по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что слева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше.
Задания, направленные на формирование готовности руки как орудия графической деятельности к выполнению точных, сложно-координированных письменных движений, упражнения на воспроизведение по подражанию определённых положений пальцев рук, различные виды предметно - практической деятельности, пальчиковые игры. Данные задания направлены на развитие умения производить точные, целесообразные движения руки, производящей на бумаге произвольные линии, что обеспечивает успешность начертания графических знаков.
Использованы следующие игровые графические упражнения:
Рисование от руки прямых вертикальных (столбы, заборчик и др.) и горизонтальных (провода, дорожки и др.) линий.
Рисование наклонных (косой дождь, высокие горы и др.) и дугообразных (клубок, извилистые ручейки и др.) линий.
Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шары, колечки и др).
Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.
Соединение предметов левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
Обведение по точкам изображения геометрических фигур. Назови эти фигуры.
Обведение предметов по точкам и назови их.
Продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов («Дорисуй узор на ковриках» и т.д.).
Раскрашивание, штриховка изображений в заданных направлениях.
При работе над обогащением и развитием временных представлений нужно рассматривать следующий круг вопросов:
- умение оценивать продолжительность интервалов во времени (сравнение промежутков времени, осознание длительности)
- знание периодов человеческого возраста;
- уточнение представлений о последовательности, одновременности, цикличности каких – либо действий, событий;
- развитие и умение пользоваться лексическими, лексико-грамматическими и синтаксическими средствами языка на основе понимания характеристик времени.
Использованы следующие задания.
Определение времени суток:
Разложи картинки соответственно времени суток.
В какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь?
Расскажи о своём режиме дня, что ты делаешь раньше, что позже.
Что ты делаешь сначала, просыпаешься или встаешь с постели?
Что бывает между ночью и днем? Между утром и вечером?
Определение дней недели:
1.Назови пропущенные дни недели.
… вторник … четверг … суббота ….
2.Назови, что ты делал вчера, и будешь делать завтра, что делаешь сегодня.
3.Назови какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?
Определение времён года:
Отгадай загадки о временах года. Расставь их по порядку.
Назови месяцы каждого времени года по порядку.
Собери улетевшие листочки календаря, разложи их по порядку (по возрасту).
12
март
4
сентябрь
19
ноябрь
25
июнь
7
январь
Отгадай загадки. Когда это бывает?
Падают с ветки золотые монетки.
Убирает, веет, косит, урожай в амбары носит.
Как будто белой скатертью, он крышу застелил, в серебряные платьица деревья нарядил.
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.
Формирование понятий о возрасте:
Расскажи о себе: сколько тебе лет, сколько будет через три года, через десять лет.
Расскажи о своей семье, семье друга.
Нарисуй «схему» своей семьи, используя рисунок дерева.
Скажи, кто старше ты или папа, бабушка или мама, ты или дедушка.
Послушай сказку «Репка», назови ключевые слова, которые помогут восстановить последовательность действий в сказке, расскажи сказку, используя ключевые слова.
Без обогащения представлений о времени и о пространстве, без своевременной их коррекции, нарушения речи приобретают стойкий характер.
При целенаправленной коррекционной работе постепенно симптоматика нарушений пространства и времени, сглаживаются, отмечаются значительные улучшения.