РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. Вдох и выдох через нос
Вдох - глубокий,
выдох - длительный, плавный.
Варианты
Вдох обычный - выдох с имитацией стона.
Вдох через одну ноздрю - выдох через другую.
Вдох толчками выдох обычный.
Вдох обычный – выдох толчками.
Вдох толчками - выдох толчками.
Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты
Вдох обычный - выдох с имитацией стона.
Вдох через одну ноздрю - выдох обычный.
Вдох толчками - выдох обычный.
Вдох обычный – выдох толчками.
Вдох толчками - выдох толчками.
Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
З. Вдох через рот, выдох через нос
Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги
Варианты
Вдох обычный - выдох с имитацией стона.
Вдох обычный – выдох через одну ноздрю.
Вдох обычный - выдох толчками.
Вдох толчками – выдох обычный.
Вдох толчками - выдох толчками.
Вдох быстрый - выдох медленный.
5. Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
4. Вдох и выдох через рот
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами
Варианты
Вдох обычный - выдох с имитацией стона.
Вдох толчками – выдох обычный.
Вдох обычный - выдох толчками.
Вдох толчками - выдох толчками.
Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
Тренируем плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например, звука
[т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д.
«Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.
ИГРОВЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ
«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук
У. Вдох осуществляется через нос.
«Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания.
Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-ф-ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом — звуки [т-т-т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-с-с].
«Пауза». Логопед читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные
звуки [па].
«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу
логопеда.