Просмотр содержимого документа
«"Развитие связной речи у детей с нарушением слуха на основе использования остаточного слуха"»
Развитие связной речи у детей с нарушением слуха
на основе использования остаточного слуха.
Терентьева Анна Валерьевна,
Ларченко Наталья Александровна
педагог-психолог высшей категории
Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат №23
Нарушение слуха влияет на самые разные стороны психической деятельности ребёнка. Поражение слуха приводит к нарушению развития словесной речи в целом, что сказывается на развитии всех познавательных процессов. Поэтому для правильного понимания значения работы по развитию слухового восприятия необходимо учитывать влияние дефекта слуха на общее развитие ребёнка с нарушением слуха. Возможность активного привлечения развивающего слухового восприятия в помощь восприятию речи является базой для решения важных задач, повышения уровня образования, развитие словесной речи и трудовой подготовки детей, имеющих нарушение слуха на современном этапе развития общества.
Одним из условий формирования устной речи является развитие речевого слуха, т.е. способности ребёнка с нарушением слуха воспринимать речь на слух. Это способность развивается в процессе обучения и воспитания детей, благодаря пластичности центральной нервной системы. У многих детей с нарушением слуха, имеется слуховой резерв с возможностью воспринимать речь на слух, которая может быть развита в результате специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры. Этот слуховой резерв – основа для становления речевого слуха и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.
Задачей работы по развитию речевого слуха является интенсивное развитие у детей остаточного слуха, на базе которого создаётся слухо-зрительная основа формирования восприятия ими устной речи, совершенствуется навык речевого общения.
Ещё Л.В. Нейман и В.И. Бельтюков в книге «Слуховая функция» указывали, что в процессе развития речевого слуха дети с нарушением слуха учатся вслушиваться в обращённую к ним речь, узнавать знакомые по звучанию слова (различать и опознавать их), воспроизводить эти слова приближённо или точно, а на основе услышанного моделировать своё высказывание, т.е. распознавать незнакомые по звучанию речевой материал.