Тема урока: Вязание крючком.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через освоение навыков вязания крючком.
Задачи:
образовательная - овладение специальными умениями, необходимыми для вязания крючком;
воспитательная - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности и целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.
развивающая - развитие познавательных интересов, творческого мышления, пространственного воображения через ознакомление с историей развития вязания; Развитие познавательного интереса, развитие самостоятельности, эстетического вкуса
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок- путешествие, урок- практика.
Формы работы: смешанная. Первая часть урока – групповая. Вторая часть урока – индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Оснащение урока: крючки, нитки, схемы вязания.
Класс 5
Продолжительность 1 час. 30 минут
Ход урока:
Организационные момент: Сообщение темы урока. Повторение пройденного материала.
Итак, сегодня мы продолжаем изучение видов декоративно прикладного искусства. На прошлых уроках мы подробнее познакомились с таким видом как Роспись по ткани. Давайте посмотрим, что у вас получилось. На следующей неделе ваши работы будут оформлены в выставку, где каждой работе будет присвоен номер, и можно будет проголосовать за любую понравившеюся работу ваших одноклассников или свою.
Давайте вспомним какие еще виды ДПИ вы помните, мы оформляли таблицу в тетради? (узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество). Всё правильно, и сегодня мы подробнее изучим еще один вид ДПИ. И мы с вами подошли к нашей новой теме.
Тема урока: Вязание крючком.
Цель: развитие творческих способностей, с помощью освоения навыков вязания крючком.
Творческие способности ярко раскрываются в таком виде ручного труда как работа с нитками, а именно, вязание крючком, т.е. в процессе вязания крючком можно выделить два этапа развития творческих способностей: процесс возникновения замысла и процесс его исполнения.
Давайте вместе подумаем, какие еще способности развивает вязание.
- развивает внимательность
- тренирует память (запомнить количество рядов, убавление петель)
- развивает математические способности (расчеты ниток для изделия)
- развивает усидчивость
- развивает творческие способности (создание своих выкроек, узоров, декор)
- повышает самооценку и уверенность в себе
- развивает навыки планирования (выделить 1-2 часа для своего увлечения)
Я бы еще сюда добавила «альтернатива гаджетам»
Итак, задачи на сегодняшний урок:
овладеть знаниями и умениями, необходимыми для вязания крючком;
воспитываем трудолюбие, бережливость, аккуратность и ответственность за свой результат.
развивающая - развитие познавательных интересов, творческого мышления, пространственного воображения через ознакомление с историей развития вязания;
И начнем изучение нового материала с истории
Никто точно не знает, когда была связана первая петля.
Археологи утверждают, что древнейшие вязаные изделия появились 4 тыс. лет назад в Древнем Египте. Существуют официально подтвержденные факты (при археологических раскопках были обнаружены носки с отдельно вывязанным большим пальцем, что позволяло надевать сандалии с ремешком между пальцами)
Из Египта вязание пришло в Европу. В Италии и Испании стали вязать в 12 веке, чуть позже во Франции. В 16 веке вязание уже покорило всю Европу.
Изначально, люди вязали просто на пальцах, лишь впоследствии появились спицы и крючок. Изначально вязальщиками были только мужчины. Со временем вязание перешло в руки женщин, которые превратили его в настоящее искусство.
Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России, заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Девочки, а давайте немного по рассуждаем где нам может пригодиться умение вязать? Кто такая вязальщица?
Вязальщица – это специалист, работающий на вязальной машине.
Ее местом работы могут быть текстильные фабрики, трикотажные или модельные мастерские, ателье. Многие мастерицы предпочитают работать на себя, изготавливая изделия дома или открыв небольшую мастерскую.
А если представить себя в роли предпринимателя, что можно вязать, чтобы пользовалось спросом? (пледы, игрушки, одежда, сумочки, шапки, шарфы, предметы интерьера (корзины)
Молодцы, итак мы узнали об истории, поговорили о пользе, сейчас кратко о нитках и крючках и переходим к обозначениям и практике, а также проговорим о правилах работы и технике безопасности.
Нитки:
Для вязания крючком пригодны все нитки: катушечные, «ромашка», ирис, мулине, синтетические, шерстяные
Крючки:
Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140мм. Номер крючка (1;1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок № 2 имеет диаметр 2мм. Чем выше номер. Тем больше диаметр крючка.
Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями.
○ - воздушная петля
○○○ - цепочка из воздушных петель
х - столбик без накида
┼ - столбик с накидом
Правила работы и техника безопасности
-На рабочем месте должен быть порядок, убрать все лишнее.
-Руки должны быть чистыми и сухими. От грязных рук нитки, особенно светлые, пачкаются.
До начала работы:
- проверить количество инструментов;
Во время работы:
- нельзя делать резких движений рукой с крючком - можно поранить сидящего рядом товарища;
- руки во время работы должны свободно двигаться, локти не иметь опоры;
В аварийных ситуациях:
- при получении травмы сообщить об этом учителю;
Практическая работа
- провязывание цепочки из воздушных петель;
- провязывание столбиков без накида;
- провязывание столбиков с накидом