«Развитие творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладной композиции.
Театры декоративного костюма в ДХШ»
Мантузова Ирина Александровна
преподаватель, муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Тайшетская детская художественная школа»,
Иркутская область, город Тайшет
Одна из первостепенных задач обучения в Детской художественной школе - выявление разносторонних способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение и расширение задач овладения навыками учебной деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным творчеством в художественной школе - это путь приобщения к истокам народного искусства, знакомство с историей своей страны, своего региона. Понимание общечеловеческих духовных ценностей начинается с приобщения к национальной культуре и воспитания поколения, способного полюбить, понять и осмыслить культуру своего народа. Все это определяет особую актуальность занятий художественным ремеслом, декоративным искусством в ДХШ. Программа учебного предмета «Декоративно-прикладная композиция» в школе направлена не только на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, самостоятельной творческой работы с прикладными материалами, но и желания получить импульс, побуждающий к творчеству, желанию донести до зрителя свои достижения и успехи, воспитание хорошего вкуса и любви к искусству.
В современном обществе повысился престиж научного знания, интеллекта, владения компьютерными технологиями, родители с младшего возраста стремятся научить детей читать, писать, знать языки, и к сожалению способности фантазировать, думать, творить, чувствовать, видеть и слышать сегодня не в цене. Поэтому возникла потребность найти такую форму развития у детей творческих способностей, которая была бы близка, интересна и максимально действенна для детей при изучении учебного материала. В связи с этим в нашей школе были применены новые формы работы - это создание театров декоративного костюма «Княжна», «Солнышко», «Карнавал», а так же театра декоративной куклы «Сказка».
Наши театры декоративного костюма - явление уникальное. Идея их создания заключается в «оживлении» многочисленных проектов «Декоративно-прикладной композиции». Учащиеся в результате обучения не только получают профессиональные знания, умения, навыки в области декоративно-прикладного искусства, изучают народные промыслы, ремёсла, технологию художественной обработки бересты, ткани, кожи, сами придумывают и изготавливают декоративные костюмы, головные уборы, украшения, аксессуары, обувь, но и демонстрируют их под музыкальное сопровождение, готовят спектакли-дефиле, ставят театрализованные, музыкальные спектакли под руководством хореографа.
Изготавливая декоративный костюм, учащиеся предварительно изучают промыслы, ремёсла, описание народных костюмов в литературе, проводят необходимую работу по выбору тканей, видов отделки, фурнитуры, разрабатывают технологическую документацию, выкройки костюмов, схемы декоративных деталей и отделки. Так создавалась коллекция театра декоративного костюма «Солнышко», путём творческой переработки проверенных временем ярких колористических сочетаний, орнаментальных мотивов народных промыслов Гжели, Хохломы, Палеха, Городца.
При работе над эскизом учащиеся знакомятся с основными приемами декоративности, стилизации, изучают геометрические и растительные орнаменты, копируют фрагменты росписей декоративного искусства, осваивают первые технологические приемы обработки бересты, ткани, изучают приемы бумагопластики. Работа по изучению прикладного искусства ведется параллельно с освоением цветоведения, основных композиционных приемов, с освоением таких понятий как организации листа, композиционный центр, симметрия, ассиметрия и т.д. Разрабатывается множество эскизов в тоне и цвете, они позволяют найти количественное соотношение цветовых масс, проработать необходимый силуэт, определить пластику движения в костюме. Над одним костюмом одновременно работает несколько учащихся - работа ведётся в комплексе над головными уборами, аксессуарами, самим костюмом. Каждый старается внести в свой костюм необычный колорит.
Техника выполнения изделий различна: шитье, вышивка, художественная обработка ткани, бумаги и бересты, берестяная резьба, тиснение, дополненные объемными деталями и фурнитурой, аппликацией и декоративными украшениями. Например, костюмы коллекции «Княжна» выполнены в приемах художественной обработки бересты, в сочетании с фурнитурой, тканью. Предложив детям подумать над образами карнавальной маски, мы создали театрально-хореографическую композицию «Карнавал», одну с бальными платьями, венецианскими масками и другую с шуточными костюмами из бросового материала.
Для учащихся младших классов возраста 6-8 лет создан театр декоративной куклы «Солнышко», где вместе с учителем они изготавливают декоративные куклы из картона, бумаги, ткани и ставят музыкальные спектакли по мотивам русских народных сказок и стихам. Ведь когда сделаны и расписаны декорации, созданы куклы, хочется оживить образы. Кукольный театр приносит много радости не только зрителям, и артистам, но и их родителям.
Сценарии хореографических и театральных постановок, спектаклей разрабатываются преподавателями школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Каждая коллекция проходит утверждение и обсуждение с хореографом, ведётся подбор музыки, сценического танца, проходят репетиции. Для профессионального, зрелищного показа в нашей школе в рамках предмета по выбору проводятся занятия с профессиональным хореографом, который занимается с детьми ритмикой, народным, эстрадным танцем, ставит хореографические постановки, проводит репетиционную работу, отвечает за выступления на сцене. Итог работы - это не только выступления театров декоративного костюма на итоговых родительских собраниях, дефиле, выступления на различных мероприятиях города, района, области, но и всестороннее развитие, формирование творческих способностей средствами музыки и ритмических движений. В процессе занятий и изучения определенного репертуара учащиеся овладевают минимальными навыками танцевальной техники.
Юные художники-артисты участвуют в многочисленных школьных, городских, областных, региональных мероприятиях, всероссийских выставках, конкурсах, фестиваля, концертах, получают дипломы, грамоты, благодарственные письма. Каждое выступление художников на хореографических и театральных конкурсах всегда вызывают большой интерес.
Почти 30 лет работы с детьми дали мне возможность окончательно убедиться в том, что самый действенный путь эмоционального раскрепощения ребенка и развития его творческих способностей - путь через игру, фантазирование, театрализованная деятельность. Выйти на сцену, ощутить свою индивидуальность, силу, побороть робость, стать более раскованными - это отважный шаг, который часто помогает робким, закомплексованным детям, а этому часто подвержены художники, в силу специфики творческого характера. Такой вид обучения и общения как театрализованная игра, танец в котором ученик является не просто пассивным исполнителем указаний преподавателя, а соучастником педагогического процесса, предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и преподавателем, между ребёнком и коллективом.
В рамках учебного предмета «Декоративно-прикладная композиция» в качестве условия популяризации, развития детского театрально-художественного творчества, стимулирования и творческого развития учащихся, а так же контроля реализации программы, предусмотрено постоянное проведение открытых уроков, мастер классов, благотворительных спектаклей, отчётных концертов. Одна из форм творческого отчёта о своих достижениях и проделанной работе творческих коллективов - общешкольное родительское собрание-концерт, которое в силу своей зрелищности, массовости, особой эмоциональности вызывает большую радость, гордость у детей, а главное их родителей. Но невозможно подходить к оценке данных занятий с позиции конечного результата, поскольку педагогически значимым является сам процесс, ориентированный на художественно-творческое развитие ребенка, которое не поддается измерению на уровне контрольных требований.
Именно такой вид работы определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению, более успешное освоение детьми образовательных программ. Кроме того интегрированное обучение и воспитание делает результаты развития художественных способностей ребенка намного более эффективными. Во время всего этого необычного творческого процесса, способствующего развитию общительности, коммуникабельности, дети разного возраста и характера легче привыкают друг к другу, раскрываются, перестают стесняться, испытывают необходимость быть вместе. В ходе такой «разноплановой» работы, учащиеся меньше устают на занятиях, у них развивается фантазия, память, ассоциативное мышление, артистические способности, развивается моторика рук и пальцев, двигательную активность.
Положительные эмоции стимулируют активный интерес к дальнейшему обучению и занятиям декоративным искусством, воспитывают их в традициях народного искусства. Опыт и практические знания по предмету помогут учащимся самостоятельно в дальнейшем дадут возможность творческой деятельности в любой профессиональной области в будущем.
Мы не выделяем «художественные» или «актерские» способности учащихся - каждый может почувствовать себя не только талантливым художником, но и танцором и артистом. Это очень важно, потому что каждому ребенку нужно дать шанс проявить себя во многих областях. А качественным эффектом занятий могут быть «горящие» глаза, живой интерес учащихся к изобразительному, театральному искусству и танцевальному творчеству.