Пртюкова Светлана Анатольевна
МБОУ СШ № 74 имени В.А. Глазунова,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Опыт использования КВЕСТ- технологии
Для достижения быстрого и качественного обучения необходимо сформировать у обучающихся общеучебные умения. У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Для формирования и развития универсальных учебных действий необходимо использование на уроках активных форм и методов обучения и воспитания. Существуют различные классификации активных методов обучения. К ним относят такие современные формы организации обучения, как тренинг, интерактивный семинар, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, а также игровые технологии. Игровые технологии вносят разнообразие и интерес в учебный процесс. Важно изменить роль ученика в учебном процессе, сделать его активным участником урока.
А что может помочь в решении данной задачи лучше, чем игра. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают различные КВЕСТЫ. И это неудивительно.
Во-первых, это современно.
Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее необычному формату.
В – третьих, данная технология универсальна.
Так что же такое КВЕСТ?
КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Главное, через череду препятствий достигнуть поставленной цели.
В качестве особой формы интеллектуальной активности квест предполагает поиск информации (нахождение различных подсказок) и решение поставленных перед игроками задач. Информационный поиск предшествует решению, но все же главной целью выступает способность применения информации в качестве ключа для решения поставленных задач и достижения игровой цели. Условия решения задачи – моделируемая игровая ситуация, неожиданная для игроков, поэтому квест предполагает умение адаптироваться к новым условиям и принятие самостоятельных решений в ограниченное время.
Таким образом квесты способствуют развитию аналитического и творческого мышления игроков, способствуют формированию навыков решения задач и умений работать в команде
Особенностью КВЕСТА является присутствие в сюжете «крючка». Таким может быть запутанный сюжет, загадка, детектив, поиск «сокровищ», спасение персонажа и многое другое. Это необходимо для мотивации детей.
Что касается формата заданий, их можно сделать в традиционном виде (распечатанные карточки) или в интерактивном варианте с использованием многочисленных сервисов для создания пазлов, кроссвордов, интерактивных заданий, ребусов.
В качестве примера приведу опыт использования КВЕСТ- технологии на уроке окружающего мира в 4-ом классе (тема: «Искусственные сообщества. Закрепление»).
Начинается урок с деления детей на 6 групп
- Дети получают карточку с эмблемами с одной стороны и планом кабинета с другой На плане указано место, где нужно найти карточку с картинками разных искусственных сообществ
Далее следует этап актуализации знаний и постановки проблемы.
Вспоминаем, что основу любого сообщества составляют растения.
На картинках культурные растения. А значит каждая группа будет работать над своим икусственным сообществам.
На обороте карточки мы видим первый вопрос, на который должна ответить каждая группа: «Что произрастает?»
Группы приступают к решению заданий. Каждое из них является логическим продолжением следующего. И в конце приводит к нужному результату.
Так чтобы ответить на первый вопрос, детям необходимо разгадать ребус, который является ключевым словом для получения у меня конверта, в котором находится кроссворд с произрастающими на сообществах культурами.
Когда будет разгадан кроссворд, дети увидят вопрос на оборотной стороне «Что с чем можно сажать?»
А на конверте приклеены таблички с совместимыми и несовместимыми культурами.
Изучив этот вопрос, перед детьми был поставлен новый вопрос: «Как посадим?»
Чтобы ответить на новый вопрос, дети выбирают карточку с задачей шуткой. Решив её они отгадывают код. Затем выбирают конверт с нужным кодом, в котором задание составить план посадки тех культур, которые произрастают на их искусственном сообществе в соответствии с полученными знаниями и дополнительным условием, например: «Слива занимает ½ часть сада. Какие культуры вы посадите на 1\3 части и 1\6 части сада. Подпишите выбранные культуры на плане сада».
На этапе рефлексии дети получили задание сложить из букв слово. Это слово «ЖУРНАЛ», которое натолкнуло их на создание своей странички для журнала «Сад и огород», где систематизировали свои знания, полученные на уроке.
Таким образом, КВЕСТ учит детей планировать свою деятельность, работать в команде, считаться с чужим мнением, решать нестандартные проблемы. Многие скажут, что КВЕСТ - это тот самый урок – путешествие. Может быть. Но есть прекрасное высказывание нашего народа, о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Ведь главное результат: знания детей и их интерес к учебе. И КВЕСТ действительно помогает в достижении этой цели.
Как я отмечала ранее, КВЕСТ – технология универсальная. Её можно использовать на различных предметах.
2