Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Введение
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для расширения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактах и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей, учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод даёт возможность:
- обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
- сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности;
- дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
- помочь развитию творческого мышления.
Исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе через работу по проектам, что явилось объектом моей исследовательской работы.
Эффективной реализации поставленной цели содействовало решение следующих задач:
Проанализировать и изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
1. Приобщать младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, развивать речь и кругозор учащихся, привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами.
2. Развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность детей, углублять и закреплять, имеющиеся у них знания, умения и навыки, воспитывать в детях уверенность в своих силах для достижения поставленной цели.
3. Разработать методы и приёмы проведения исследовательского проекта экологической направленности и выявить наиболее эффективные формы организации взаимодействия учителя и ученика.
4. Изучить динамику развития уровня исследовательской активности учащихся как одного из факторов, влияющих на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности.
Исследования проводились в городе Новосибирске на базе МБОУ СОШ №16 в 3 «Г» классе.
Методы исследования:
анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование, диагностика и опрос, сравнение и т.д.
Глава 1. Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста
1.1. Реализация исследовательского обучения в современной школе.
…Всё в природе подлежит изучению,
всё может быть исследовано…
Н.И.Лобачевский
В педагогике 20 века утверждение исследовательского подхода к обучению связано с именами Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и др. Главное направление, по которому велись поиски дидактов, - установление связей между учебной темой, учебным материалом и собственным жизненным опытом ребёнка, его практической деятельностью, служившей основным источником этого опыта.
Одним из первых, известных нам учёных, но вероятно не первым в действительности, активно внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократовой беседой». Сейчас этот метод предстаёт перед нами в несколько модернизированном виде. Его обычно именуют в современной литературе «частично поисковый» или «эвристический»
Основной метод – организация практической, учебно-исследовательской деятельности, учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка.
Естественно, что одна из основных целей такого обучения – расширение этого опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение происходит не только на основе усвоения информации, но и включает в себя также организацию и творческую перестройку уже имеющихся представлений или исходных, познавательных ориентиров.
Под исследовательской активностью, считает Поддьяков А.Н., мы понимаем творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путём практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных и непрогнозируемых результатов исследования, а также их использованию для дальнейшего познания. Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.)
Многие специалисты в области психологии мышления (А.В.Брушлинский, Дж.Брунер, А.М.Матюшкин и др.) подчёркивали мысль о том, что умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное открытие», и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
После многолетнего забвения метод создания учащимися собственных исследовательских проектов был частично реабилитирован лишь в 90-е годы. Но пока он активно занимает место только в сфере дополнительного образования, во внеклассной работе с подростками и старшеклассниками.
Применительно к обучению младших школьников данная проблема рассматривается ещё слабо. В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно.
2. Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3. На третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно Дж. Шваб, П. Брандвейн, А.Леви и др.
Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций:
· постановку проблемы;
· изучение теории, посвящённой данной проблематике;
· подбор методик исследования и практическое овладение ими;
· сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.
Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это обозначает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности:
в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Концептуальная основа исследования
Методы обучения, которые использует в своём преподавании учителя, базируются на определённых концепциях и понимании процесса детского познания.
1. Дети учатся с желанием лишь в том случае, когда предмет обучения им интересен.
2. Образ мира у детей складывается благодаря активному переживанию жизненных ситуаций и участию в разного рода отношениях; навыки и факты лучше усваиваются в значимом контексте.
3. У каждого ученика есть свои сильные стороны и способности, сообразно которым учитель должен направить каждого по индивидуальному пути к знанию.
4. Возможности роста и развития каждого ребёнка ограничены только ожиданиями учителя и образовательными возможностями, представленными ученику. [8; 89]
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Необходимо подчеркнуть ценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчёт в смешении целей проводимой работы при введении подобных требований. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объём исследований требования возрастной психологии. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объёма экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность меж предметного анализа…
По степени сложности анализа экспериментальных данных разделяются следующие задачи:
задачи практикума
исследовательские задачи
научные задачи
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязнённость местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий).
Влияние факторов на исследуемый объект или величину представляет собой прекрасную возможность для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые объекты достаточно сложно. Анализ таких задач неприменим в образовательном процессе.
Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Анализ представляемых исследовательских работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно – экологической направленности. В последнее время, по–видимому, появилось ещё одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды.
Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределённость результата, который могут дать исследования.
Исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
-проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению субпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающей из этой проблемы);
-целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
-самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
-представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Невозможно полноценно реализовать исследовательскую деятельность, не рассмотрев её возможности и трудности. Строки Парции Нельсон помогут нам это сделать:
Я иду по улице.
На дороге глубокая яма.
Я падаю.
Я пропал. Я беспомощен.
Я не виноват.
Я никогда не выберусь отсюда.
Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Я делаю вид, что не замечаю её.
И снова падаю.
Не верится, что я опять здесь.
Но я не виноват.
Всё же долго выбираться отсюда.
Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Я вижу её.
Но падаю…по привычке…, но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где я нахожусь.
Я сам виноват.
И выбираюсь вмиг.
Я иду по той же улице,
На дороге глубокая яма.
Я обхожу её.
Я иду по другой улице!!!
Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идёт через неудачи, чувства беспомощности и неудовлетворённости. А порою человеком движут любознательность и интерес к открытию новых возможностей.
И чтобы наконец-то пойти по другой улице, необходимы не только «открытые глаза» и понимание происходящего, но и готовность взять на себя ответственность за ситуацию, за поиск в зоне неопределённости. Кроме того, вероятно, очень важно отношение к своей ошибке не как к катастрофе и личностному фиаско, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска.
Исследовательская деятельность младших школьников в педагогическом процессе может быть весьма разнообразна по своей сути и предназначению. Как минимум, можно выделить два типа исследовательской деятельности в школе.
Первый тип исследования – это научное педагогическое исследование, которое можно назвать эмпирическим, оно представляет целостное осмысление своего опыта.
Второй тип исследования – прикладной. Данные исследования «обслуживают» какую – либо актуальную задачу жизни школы.
Прикладные исследования могут быть 4 видов.
Диагностическое исследование - /что происходит? почему так? /, которое помогает сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречия и тенденции какого–либо явления. Кроме того, это может быть диагностика результатов целенаправленных действий, их эффективности. Примером такой диагностики может быть исследования уровня агрессивности и тревожности учащихся.
Практические исследования – это проектировочное исследование (что это может собой представлять?), как это лучше сделать?
Поисково-рефлексивное – что важно и наиболее значимее других? как нам понять друг друга?
Эмоционально – устойчивое – что наиболее важным будет в предстоящем действии? как настроить аудиторию на размышление и работу?
Успешность и эффективность исследовательской деятельности во многом зависит от чётко поставленных целей исследования и смыслов, найденных для самого себя (личностных смыслов).
Именно смысл рождает подлинный интерес исследователя к изучению какой-либо проблемы, открывает возможность творчества.
Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности:
- выявление особенности этого объекта;
- объяснение установленных фактов;
-проверка гипотез о зависимостях между определёнными характеристиками;
-обнаружению условий, способствующих и препятствующих развитию объекта;
- прогнозированию дальнейшего развития.
Но даже если цель и смысл для исследователя ясны и значимы, этого может оказаться недостаточно для продуктивной работы.
Нужна ещё неутомимая натура, для которой движение и поиск естественны. Поэтому готовность к исследовательской деятельности предполагает способность сомневаться, менять свои установки, принимать ошибку как опыт, строить предположения о возможном, видеть нюансы в исследуемой ситуации и т.д.
Для активизации исследований в современной школе необходимо соблюдение следующих объективных и субъективных условий.
К субъективным условиям можно отнести:
- наличие интереса к собственной деятельности, общая любознательность;
- определённый уровень интеллектуального и рефлексивного развития (в частности, аналитические способности, проблемное видение материала, фактов, событий, способность посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения);
- наличие реальных затруднений и отсутствие образцов деятельности.
- обнаружение в ситуации противоречий, которые порождают конфликтность в отношениях;
- некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определённую готовность к риску, и доверие своей интуиции.
Чрезвычайно важны для исследователя объективные условия работы. Они играют роль атмосферы, экологически чистой или загрязнённой.
Внешними условиями, способствующими успешности исследовательской деятельности являются:
- творческая атмосфера поиска в коллективе;
-принятие и поддержка педагога коллективом, считающим исследование делом важным и трудным;
-возможность посоветоваться, обсудить некоторые результаты исследования;
- заинтересованность кого-либо из профессионалов в результатах исследования, администрации как учебно-воспитательным процессом;
-возможность пробовать и ошибаться без порицаний извне;
- наличие времени и минимальных материальных затрат;
Возможно это не все условия, но они являются самыми необходимыми.
Совершенно очевидно, что любой исследователь или творческая группа встречаются с разнообразными трудностями:
1 трудность - это чёткое определение проблемы исследования. Обычно до начала исследования более или менее ясна некоторая область трудностей, представляющая интерес. Поэтому, прежде всего за рядом этих трудностей необходимо увидеть конкретную проблему и, уже исходя из неё, выбрать объект и предмет исследования.
2 трудность – определение значимых переменных, т.е. тех условий, которые существенно влияют на исследовательскую ситуацию.
3 трудность – выдвижение гипотезы. В качестве гипотезы возможны предположения:
- о существовании или отсутствии какого – либо феномена;
- об условии его возникновения и проявления;
- о взаимосвязи между явлениями;
- о наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта.
4 трудность – это сложность планирования исследования.
Планируя исследование, важно:
- определить ту группу, которая будет участвовать в эксперименте;
- выбрать адекватные задачам исследования и предмету методы и методики;
- продумать этапы работы;
5 трудность – описание фактов и полученных данных.
Описание и анализ данных таят в себе некоторые сложности:
а) описывая результаты, необходимо обратить внимание на факты, противоречащие гипотезе;
б) некоторые моменты следует разъяснять более детально, для всеобщего понимания;
в) непросто сложить целостную картину полученных результатов, обнаружив взаимосвязь отдельных фактов; г) в анализе может возникнуть трудность подбора оснований для рассмотрения результатов, например по каким основаниям анализировать учебное сотрудничество между детьми;
Если говорить о творческом поиске группы, то тогда к некоторым вышеназванным трудностям могут добавиться ещё несколько, являющихся специфичными трудностями для любого взаимодействия:
- потребность отдельных людей привести всё сказанное «к одному знаменателю», найти одну истину, верную для всех. Поэтому иногда в процессе исследования рождается продуктивный спор, когда кто-либо пытается переубедить другого, а не просто прояснить, понять его точку зрения;
- в коллективном поиске могут оказаться помехой личные отношения, симпатии-антипатии;
- помехой может быть низкая способность людей к сотрудничеству: их умение договариваться, наличие оценочного отношения к идеям друг друга. Ощущение внутренней свободы и доброжелательной атмосферы поиска особенно важны в данном случае;
Это нестандартный перечень трудностей, ведь исследование – это творческий процесс и в ходе его могут возникать различные трудности и сложности. И, если исследователь не будет их бояться, а будет стремиться к достижению поставленной цели, конечный результат будет достигнут. Хорошим примером для любого исследователя послужит притча о падишахе:
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей, обратившись к ним. «О, мои подданные! У меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет её решить». Он повёл подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком.
«Тот, кто сможет открыть эту железную дверь, станет моим первым визирем», - сказал он и отошёл в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были все убеждены, что не смогут открыть её. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и со всех сил нажал на дверь. Он толкнул её и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».
l. 2. Поисковая активность, исследовательское поведение и исследовательские способности – основные составляющие исследовательской деятельности.
Основы исследовательской деятельности можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.
Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе её исследовательского поведения, а субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности, являются исследовательские способности как индивидуальные особенности личности. [10; 50]
Описание исследовательского поведения логично начать с рассмотрения более крупного, родового по отношению к нему понятия – поведение.
Поведение – образ жизни, совокупность поступков и действий кого-либо; соблюдение правил внутреннего распорядка. ( Школьный толковый словарь).
Поведение, - по определению В.П. Зинченко (Большой психологический словарь), - представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями.
Чтобы разобраться в сущности понятия «исследовательское поведение», обратимся к определениям специалистов. Как обычно бывает со сложными психическими явлениями, однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательского поведения не существует. Однако исследовательское поведение рассматривают:
- как поиск информации;
-как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределённостью.
Н.С. Криволап определяет исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации.[10;49]
Но, говоря об исследовательском поведении, нельзя не заметить существование близких, нередко неоправданно отождествляемых с ним понятий, таких, как «исследовательская деятельность» и «исследовательские способности». Для того чтобы их охарактеризовать, необходимо рассмотреть общую схему, описывающую действие механизма исследовательского поведения.
В фундаменте исследовательского поведения – психическая потребность в поисковой активности. Основой всего выступает безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П.Павлова наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс».
Он подчёркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами, как пищевой, половой, оборонительный и др., существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением.
При этом исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться на основе «метода проб и ошибок», или интуиции, а может быть и более конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке – логическом прогнозе.
Если поисковая активность предполагает лишь поиск в условиях неопределённой ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов, и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий. В дальнейшем всё это, будучи проверено на практике, выводит поисковую активность на новый уровень, и вся схематически описанная последовательность повторяется.[10;52] Приложение
В том случае, когда ситуация становится нестандартной, включается механизм поисковой активности.
Примечательно, что он может быть ориентирован в двух направлениях:
1) на изменение самой проблемной ситуации;
2) своего отношения к ней;
Этот механизм и лежит в основе исследовательского поведения. Его функционирование необходимо для того, чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.
Важным параметром, характеризующим поведение человека в нестандартных ситуациях, следует считать то, что развитие такой ситуации им не может быть полностью спрогнозировано. Поэтому Н.С. Криволап утверждает: «Главное, что пробуждает поисковую активность, - это осознание неопределённости прогноза развития ситуации или интуитивное постижение факта его отсутствия. В процессе исследовательского поведения не только его конечные итоги, но и промежуточные результаты должны постоянно учитываться и оцениваться. Находясь в ситуации, требующей исследовательского поведения, не возможно абсолютно быть уверенным в результате. Само развитие ситуации, а также и прошлый опыт подсказывают, что возможны и неудачи.
Таким образом, поисковую активность можно характеризовать как деятельность в ситуациях неопределённости, в условиях полного отсутствия или частичной невозможности построения прогноза развития ситуации. При этом поисковая активность может быть направлена на разрешение проблемной ситуации или на изменение своего отношения к ней. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение.
При разработке концепции исследовательского поведения правомерен был вопрос о его истоках, о том, что побуждает человека к поисковой активности, откуда берётся у него желание исследовать окружающий мир.
В ходе многочисленных специальных экспериментов, направленных на изучение особенностей исследовательского поведения людей и животных, было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития.
Исследовательское поведение в различной степени характерно для всех живых существ. В этой связи очень важна закономерность: чем выше уровень психической организации, тем выше уровень развития поисковой активности, тем ярче проявления исследовательского поведения. Главное качество человеческого исследовательского поведения в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у него проявляется в творчестве.
Творчество человека выступает в качестве наиболее яркого проявления его исследовательского поведения причем, как подчеркивает Криволап Н.С. [10;45], исследовательский, творческий поиск для человека важен, по меньшей мере, с двух точек зрения:
- с точки зрения получения какого- то нового продукта;
- с точки зрения значимости самого процесса поиска.
Многие психологи и педагоги, в особенности, работающие с одаренными детьми, отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н.С.Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей.
«Детская любознательность, - как отмечает Н.С.Лейтес, - если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей». И напротив, как отмечают в своей книге исследователи В.С.Ротенберг и С.М.Бондаренко: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются». Огромную роль в данном случае играет профессионализм педагога.
Профессиональное мастерство в любой специальности определяется знаниями и умениями специалиста. Знать необходимо всё то, что уже достигнуто в данной отрасли знаний, т.е. то, что добыто другими. Уметь же, как известно, всегда следует самому. Для учителя это умение добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно. Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему учащихся, познакомить их с основами науки на современном уровне, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому.
С точки зрения исследовательского обучения, важно то, что английский философ Джон Локк (1632-1704г.) призывает обучать ребёнка радостно, опираясь на его интересы и любознательность. Ребёнку необходимо давать знания, которые могут пригодиться ему в жизни. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному: исследовательскому.