Развивающее занятие на развитие познавательной сферы «Играем, познаем мир, развиваемся»
Цель:
- снятие мышечного напряжения;
- сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя;
- развитие логического мышления, речи и памяти;
- развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания;
- развитие образного воображения;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие слухового и зрительного восприятия
Задачи:
Развитие тонкой моторики.
Развитие мышления.
Формировать произвольность всех психических процессов.
Совершенствование навыков общения.
Оборудование: музыкальное сопровождение; мягкая игрушка ; мешок с затягивающимся шнурком; маленькие игрушки из разного материала; пустые яйца от «Киндер-сюрприза»; резиновый мяч; коврики для релаксации, цветные фишки.
План занятия
1.Приветствие-игра «Я рад вас видеть».
2. Игра “А ну-ка найди часть”.
3. Пальчиковая гимнастика «Овощерезка»
4. Игра «Волшебный мешочек»
5. Релаксация «Солнечное настроение»
6.Рисование себя в виде цветка.
7.Рисование «Волшебная поляна»
8.Итог занятия.
Ход занятия
1.Приветствие-игра «Я рад вас видеть».
Психолог и дети сидят в кругу и передают по очереди мягкую игрушку со словами «(говорят свое имя и качество, я рад (а) тебя видеть», при этом смотрят друг другу в глаза и улыбаются, после этого игрушка попадает снова к психологу и он говорит «Я Валя - веселая и я очень рада видеть вас всех» и все берутся за руки.
Ну вот, мы и поприветствовали друг друга.
Психолог: Давайте определим, какое у вас настроение у вас в данный момент. С каким настроением мы начинаем занятие.
Подойдите к столу и выберите яблоко того цвета, который вам приятен сейчас в эту минуту. Это яблоко нужно наклеить на дерево.
Психолог: мне интересно, почему ты, (обращение к ребенку), выбрал именно этот цвет.
Ответы детей.
2. Игра «А ну-ка найди часть».
В игре используется яркий мяч. Дети с психологом встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч одному из детей и называет слово, например: «Автобус». Ребенок ловит мяч, называет любую его часть, например : «Колесо» и передает мяч обратно. Игра продолжается.
(Можно использовать стимульные слова: велосипед (руль, сиденье, багажник), телевизор(пульт, антенна), кукла(волосы, бант), платье (карман, рукав), книга(страницы и др.
Игру можно усложнить, предложив детям называть частей как можно больше, тем самым стимулируя их речевую активность (за правильный ответ выдавая фишки, как соревнование)
3. Пальчиковая гимнастика «Овощерезка»
Психолог: «Ребята, а не пора ли нам подкрепиться? Давайте есть разные овощи»
Точим с вами мы ножи (пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу, выполняем движения руками, имитируя заточку ножей)
Будем резать от души (двигаем руками, поставленными на ребро, поочередно вперед-назад)
Мы морковку рубим, рубим (Движения прямыми кистями вверх-вниз) .
Мы морковку солим, солим (Трем ладонями друг о друга)
Мы морковку трем, трем (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы морковку жмем, жмем .(Сжимать и разжимать пальцы.)
А теперь еще посолим (Имитировать посыпание солью из щепотки.)
И немножечко помаслим (Имитировать поливание маслом из бутылки по кругу со словами «буль-буль»)
Перемешивай скорей, (крутить руки колесом быстро)
Угощай своих друзей (развести руки вперед и в стороны, наклониться вперед)
Психолог: «Ребята, а теперь попробуйте, какой получился салат у вашего соседа! » Дети имитируют, что пробуют друг у друга салат и говорят «Мммм, как вкусно! »
Психолог: «А давайте приготовим салат из других овощей! »
Дети называют «картошка, капустка, свеколка, помидорчик и др. » и игра повторяется еще 1-2 раза с другими названиями овощей.
4. Игра «Волшебный мешочек»
Для игры понадобится мешок, пустые яйца от «Киндер-сюрприза»; маленькие игрушки из разного материала и разной формы (Например: резиновый, пластмассовый, деревянный шарик, шершавый и гладкий камень, стеклянная бутылочка, кольцо, большая пуговица и маленькая, деревянная матрешка и др.) . В мешке лежат пустые яйца от «Киндер-сюрприза», психолог кладет 8-10 маленьких игрушек в мешок, показывая детям и предлагает им запомнить их. Верх мешочка затягивается шнурком, чтобы туда могла пролезть только рука. Дети поочередно запускают руку в мешок, ищут какую-то игрушку и наощупь определяют, что это, из какого материала, называют. Затем достают игрушку из мешка, всем показывают и прячут под стол. Игра продолжается, пока все дети (6-7 человек) достанут по игрушке. Затем психолог предлагает детям вспомнить, какая игрушка у соседа «напротив», и так у всех. Также психолог предлагает детям вспомнить, какие игрушки остались в «Волшебном мешочке», сосчитать их.
Для детей постарше игра усложняется: в мешочек кладем только игрушки и дети друг другу загадывают, какую игрушку кому достать. Ребята просто обожают эту игру!
5. Релаксация «Солнечное настроение»
Дети разуваются и ложатся на коврики, разложенные в виде солнышка. Звучит спокойная музыка со звуками леса, шумом ветра и пением птиц.
Описание упражнения:
Представьте себе, что вы видите перед собой красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза) .
6.Рисование себя в виде цветка.
Цель – способствовать формированию представлений о себе, проследить, как ребёнок отражает отношение к себе в рисунке.
После рисования рассказ о себе: какой ты цветок? Какого цвета, какое у тебя настроение? Почему? С каким цветком ты растёшь рядом?
7.Рисование «Волшебная поляна»
Давайте представим, что мы живем в городе, который называется «Настроение» и улицы там тоже необычные (психолог открывает карту и удивляется)
Психолог: вот это да! Надо же здесь только что было много деревьев и цветов, но куда все это делось?
Психолог: (разворачивает карту и показывает детям пустоту в центре)
надо же, какая беда. Как же теперь жить без деревьев и цветов? Нужно что-то делать.
Но мы не станем унывать
И дело будем исправлять
Посадим мы деревья
и клумбы разобьём,
и вместе в выходные
сюда гулять придем
(Дети под музыку рисуют деревья на ватмане)
Психолог: давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение. Пройдите к столу и сделайте выбор. Наклейте яблоко на то же дерево. Можно сказать, что наше настроение стало ярче.
8.Итог занятия.
Психолог: «Наше занятие заканчивается. Что сегодня на занятии было интересным? Лёгким? А что показалось трудным для вас? ».
Дети высказывают своё мнение.
Психолог хвалит всех детей, прощается до следующего занятия.
5