СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках. Метод Мозгового штурма на уроках истории.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по распространению педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках. Метод Мозгового штурма на уроках истории.»

Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках. Метод Мозгового штурма на уроках истории.



В рамках системно-деятельностного подхода одним из средством активизации личности в обучении высту­пают активные методы обучения (АМО).

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Этих методов много - метод разыгрывания ролей, игровое производственное проектирование, семинар- дискуссия, мозговой штурм, круглый стол и т.д. я сегодня остановлюсь на методе мозговой штурм.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

мозговой штурм» на занятиях — это метод , содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия; целеустремленное,  активное обдумывание и обсуждение учебного вопроса.
Технология:

Этапы и правила мозгового штурма:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап

  2. Разминка

  3. Этап Генерации идей

  4. Группировка, отбор и оценка идей.


1. Предварительный этап. Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.
Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — никакой критики!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком..,).
Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

2. проводиться разминка. Обычно разминка проводится как упражнение в быст­ром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы
3. Этап Генерации идей . Учитель определяет время на первый этап, время, обычно до 20 минут. Это этап создание банка идей.
Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Нельзя критиковать никакое решение.

4. Группировка, отбор и оценка идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты.

«мозговой штурм» - это повторительно-обобщающий урок, обязательно выставление оценок каждому участнику. 

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  1. стимулирование творческой активности учащихся;

  2. связь теоретических знаний с практикой;

  3. активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

  4. формирование у обучающихся мнения и отношения;

  5. формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

  6. формирование жизненных и профессиональных навыков;

  7. установление воздействия между учащимися, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.



Преимущества метода:

  • Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведушего - педагога, который должен знать теорию метода, специфику его проведения.

  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

  • Мозговой штурм можно при обсуждении широкого спектра учебных тем. 

  • Например в страших классах тема для урока



Активные формы обучения могут быть использованы на различных этапах урока.

Например, в самом начале урока, для активизации мыслительной деятельности учащихся, можно использовать «мозговой штурм». В 5-ом классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта», в самом начале урока, учащимся можно задать следующий вопрос. Во время археологических раскопок, был обнаружен дворец древнеегипетского вельможи; одна из дверей этого дворца была богато украшена и над входом висела табличка с надписью «аптека для души». Что было за этой дверью?

за этой дверью было хранилище книг, или, как мы сейчас его называем, библиотека, принадлежащая фараону Рамсесу II.

а называлась она так потому, что древние египтяне были очень мудрым народом и уже тогда понимали, что книга - это надёжное средство передачи знаний от поколения к поколению и считали ее необычайным сокровищем. а знания - это своего рода "лекарство для души". 



Опрос домашнего задания:

1. Стратегия «Мозговой штурм» игра «Кубик» Учащиеся бросают кубик, выпавшая грань определяет номер вопроса. (10мин) 

Вопросы:

1.. Как называлось государство созданное на севере Вавилона?

2. Основное хозяйство ассирийцев?

3. Какое животное использовали в военном деле?

4.Как развивалось военное искусство и какие новые виды вооружения были изобретены ассирийцами?

5.Назовите причины, которые способствовали развитию города- государства Ассирия?

6.Назовите территории завоеванными ассирийцами?

1. Почему Ассирийская держава не смогла удержать в подчинении покорённые народы?

2. Что привозили из завоеванных стран в Ассирию?

3. Почему государство Урарту не смогло противостоять Ассирии?

4.Назовите причины что привело к ослаблению Ассирийского государства?

5. Назовите основные культурные достижения государства Урарту?




3. Объяснение нового материала

– Итак, тема: «Последствия Смуты. Новые явления в Экономике России XVII в.»
Как вы видите данная тема разделена на две части, что не случайно.
Любое событие, явление имеет не только свои причины, ход, особенности, персоналии, окончание, но и свои последствия.
Исходя из знания исторического материала предыдущих курсов, предположите, какие последствия обязательно должны были быть у такого явления, как Смута.

Приём «Мозгового штурма»

Учащиеся:

Учебник:

  • гибель людей

  • неполные семьи

  • голод

  • разорение деревень

  • разорение городов

  • бегство на окраины

  • слабость дворянского землевладения

 

– Теперь посмотрим мнение авторов учебника. В чём ваши точки зрения совпали, что вы узнали нового?

– Исходя из выше перечисленного, сформулируйте задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты.

  • поднять с/х, укрепить дворянское землевладение;

  • предотвратить отход населения из центральных районов России на её окраины;

  • поднять уровень ремесла, восстановить торговлю, укрепить город.

– Сформулируйте их в нескольких словах.

Задачи:

  • восстановление

  • укрепление.

4. в качестве закрепления Игра отгадай слово по теме «Полисы Греции»

д е м о к р а т и я а р и я д е о т м к

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10