Практическое занятие Приложение 30
Решение систем уравнений.
Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств.
1) Теоретический этап.
1.Пару значений переменных (x,y), обращающую данное уравнение в верное равенство называют решением уравнения с двумя переменными.
2. Пара значений переменных (x,y), обращающая каждое уравнение системы в верное равенство называется решением системы уравнений с двумя переменными.
3. Решить систему уравнений с двумя переменными, значит найти все решения или доказать, что решений нет.
4. Способы решения систем:
1. способ подстановки
2. способ сложения
3. графический способ
Способ подстановки.
Выражают из какого- нибудь уравнения системы одну переменную через другую
Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение
Решают полученное уравнение с одной переменной
Находят соответствующее значение второй переменной из подстановки.
Способ сложения.
Умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так,чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположные числа
Складывают почленно левые и правые части уравнений системы
Решают получившиеся уравнение одной переменой
Находят соответствующее значение второй переменной
Графический способ
Построить в одной системе координат графики уравнений
Найти приближенные значения точек пересечения графиков
Записать ответ
2) Подготовительный этап. Перепишите и заполните пропуски:
Пример 1. Решить систему уравнений:
Решение:
Выразим у через х из (2) -го уравнения системы и подставим это значение в (1) -ое уравнение системы. Решаем (1) -ое уравнение полученной системы: разложим правую часть уравнения на множители, применяем формулу: ax+y=ax∙ay.
2х + 2x+2 = 10; 2x + 2x ∙ 22 = 10, вынесем общий множитель 2х за скобки: 2х · (1+22) = 10; 2х ∙5 = 10, 2х = 2, 2х = 21, х =... Возвращаемся к системе уравнений: у = 1 + 1 = ...
Ответ: (1; 2).
Пример 2. Решить систему уравнений:
Решение: Представляем левую и правую части (1) -го уравнения в виде степеней с основанием 2, а правую часть (2) -го уравнения как нулевую степень числа 5. Если равны две степени с одинаковыми основаниями, то равны и показатели этих степеней — приравниваем показатели степеней с основаниями 2 и показатели степеней с основаниями 5. Получившуюся систему линейных уравнений с двумя переменными решаем методом сложения.
,
5х = 10; х = …
Это значение подставляем вместо х в первое уравнение системы, находим у.
2 ∙ 2 + 2 у = 7, 2у = 7 – 4, 2у = 3, у = …
Ответ: (2; 1,5).
Пример 3. Решить систему уравнений:
Решение:
,
Сделаем замену
,
.
Выразим
через
. Подставим
в 1 уравнение. Решим уравнение с переменной
.
;
; D = 324,
,
Возвращаемся к х, у.
Ответ: (2; 1).
Пример 4. Решить систему уравнений:
Решение:
Подставим у из 2 уравнения в 1.
х· (15 + 4х) = 4, 15х + 4х2
4 = 0, 4х2 + 15х
4 = 0, D = 152
4
= …
64 = ….
По свойству логарифмов х 0, y 0, поэтому х = 0,25.
Найдем у: у = 4
0,25
15 = 1 + 15 = …
Ответ: (0,25; 16).
Пример 5. Решить систему уравнений:
Решение: ,
Решаем первое уранение: 2
= 10,
= 5, х = …, Подставляем значение х во 2 уравнение системы: 25 – у = 21 ; – у = 21 – 25; – у = – …; у = 4
Ответ: (25; 4).
3) Практический этап.
Решить систему уравнений:
Решить систему уравнений:
Решить систему уравнений:
Решить систему уравнений:
Решить систему уравнений:
4) Дополнительные задания* Решить систему уравнений:
1) 2) 3)
4) 5)