Результаты работы целевого проблемного семинара по актуальным вопросам качества образования по физике.
В течение 2018-2019 учебного года, в рамках осенней и весенней педагогической сессии муниципальной системы образования г. Лабытнанги, состоялись два целевых проблемных семинара по актуальным вопросам качества образования по физике. Учителями физики и астрономии были рассмотрены следующие вопросы: демоверсия ЕГЭ-2019. Краткий обзор ошибокна ЕГЭ-2018, методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по физике.
Педагоги рассмотрели и обсудили изменения в ЕГЭ по физике в 2018 году, которые произошли в связи с дополнением КИМ заданием по «Элементам астрофизики». В ходе работы были рассмотрены конкретные примеры заданий, предложенные на ЕГЭ в 2017 году и вызвавшие затруднения у выпускников: применение законов и формул в стандартных учебных ситуациях, определение изменения физических величин, характеризующих различные процессы, комплексный анализ физических процессов. определение направления векторных величин. Так же рассмотрели примеры заданий, для которых были продемонстрированы наиболее высокие результаты: задания на оценку методологических умений, задания на знание формул, в которых используется прямая пропорциональность между двумя величинами, задания на использование изученных законов и формул в стандартных учебных ситуациях, а также на анализ изменения величин в различных процессах. Были разработаны следующие рекомендации для более эффективной подготовки учащихся к экзамену:
Непосредственное использование заданий из банка ЕГЭ на уроках не всегда оптимально, поскольку они разрабатываются для контроля, а не для целей обучения.
Однако для обучающих заданий можно полностью использовать предлагаемые в ЕГЭ описания различных процессов (физические ситуации).
В этом случае можно менять форму заданий, увеличивать количество вопросов, делая их более дробными, разбивать задание на несколько частей и т.д.
Необходимо использовать задания с различными текстами, с наличием лишних данных или недостающих данных и т.п. Только в этом случае будут созданы условия для эффективного обучения чтению и осмыслению условия задачи, адекватного выбора физической модели, обоснованности суждений.
Общий план решения качественных задач состоит из следующих этапов:
1. Работа с текстом задачи (внимательное чтение текста, определение значения всех терминов, встречающихся в условии, краткая запись условия и выделение вопроса).
2. Анализ условия задачи (выделение описанных явлений, процессов, свойств тел и т.п., установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений (чем можно пренебречь).
3. Выделение логических шагов в решении задачи.
4. Осуществление решения.
4.1. Построение объяснения для каждого логического шага.
4.2. Выбор и указание законов, формул и т.п. для обоснования объяснения для каждого логического шага.
5. Формулировка ответа и его проверка (при возможности).
В процессе обучения решению качественных задач целесообразно использовать «вопросный» метод. При этом для каждого логического шага объяснения (доказательства) в самом общем случае можно задавать следующие вопросы.
- Что происходит?
- Почему это происходит?
- Чем это можно подтвердить (на основании какого закона, формулы, свойства сделано этот вывод)? (из опыта работы Четвертак О.В. учителя МАОУ СОШ №8)
Педагогами были рассмотрены «Методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2017 года по физике в 9 классах». Педагоги выбрали линию 32 (задание части «С» ЕГЭ), для рассмотрения основных затруднений у выпускников при подготовке к экзамену. По этому вопросу в рамках зимней методической сессии выступала учитель МБОУ СОШУИП №3 Селеванова Л.И., которая выделила основные ошибки, допускаемые выпускниками на экзамене.
Из опыта работы учителя физики МБОУ СОШУИП №3 Селевановой Л.И.:
Задания части С № 32 ЕГЭ рассчитаны на выпускников с очень высоким уровнем знаний по предмету. Другим школьникам они могут показаться нерешаемыми. Конечно, все основные законы физики большинство участников экзамена знает. Но здесь их нужно использовать в таких необычных условиях, что порой бывает сложно догадаться, о каком законе или явлении идет речь и какие соотношения эти явления описывают. Часто главная проблема заключается именно в этом — трудно понять, про что эта задача и какие законы в ней можно использовать.
Типичные ошибки на ЕГЭ по физике:
Формализм знаний.
Недостаточное умение применять имеющиеся знания при выполнении заданий в изменённой ситуации.
Слабое понимание сути физических явлений и процессов.
Слабая математическая подготовка.
Неумение оценивать реальность полученных результатов.
Слабое понимание области применимости физических законов.
Задание № 32
Что требуется | Особенности | Советы |
Решить задачу по электродинамике или квантовой физике. | Чаще всего под № 32 на ЕГЭ дают задачу по электродинамике. Но попадаются и задачи из квантовой физики, в частности на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | Повторите следующие темы: фотоэффект, геометрическая оптика, электромагнитные колебания. |
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по физике:
В части 2 традиционно будет восемь задач повышенного и высокого уровней сложности. В следующем году последней расчетной задачей с кратким ответом на позиции 27 будут преимущественно задания по квантовой физике (на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта или на формулу для энергии или импульса фотонов).
Поскольку в части 2 предлагается две задачи по механике, две задачи по молекулярной физике, три задачи по электродинамике и одна задача по квантовой физике, то на позиции 29 во всех вариантах будут задачи по механике, на позиции 30 – по молекулярной физике, на позиции 31 – преимущественно по электростатике, постоянному току и магнитному полю, а на позиции 32 – по геометрической оптике, электромагнитным колебаниям и электромагнитной индукции.
Султанова А.А., учитель физики и математики Гимназии, обобщила свой опыт по итогам апробации вариативного предметного модуля по физике «Физический опыт. Измерения».
Апробация проводилась на коллективе учащихся 7 класса с 26.11.2016 г. по 10.12. 2016 г.
Цели проведения данной работы:
усвоение умения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики;
изучение схематизации физического эксперимента;
развитие творческого и критического мышления учащихся;
расширение кругозора и повышение мотивации учащихся.
Ожидаемые результаты
научиться схематизировать физический эксперимент, уметь восстановить ход эксперимента по его схеме;
формулировать гипотезу и цель исследования, ставить адекватные исследовательские задачи;
уметь выделить в физическом эксперименте начальные и конечные условия;
конструировать и преобразовывать простейшие экспериментальные установки в соответствии с целью эксперимента;
соотносить гипотезу с полученными результатами и делать адекватные
обобщения (формулировать вывод);
Учебно-методический комплекс (ресурс) был представлен:
Стартовой диагностической работой к учебному модулю.
Рабочей тетрадью (для каждого ученика).
Задачником для учащихся.
Итоговой работой к учебному модулю.
Оценка актуальности и значимости материалов, предназначенных для апробации учебного модуля:
Предлагаемый материал посвящен одному из основных понятий физики – экспериментально-исследовательская деятельность. Экспериментально-исследовательская деятельность, являясь одним из важнейших умений в физике, пронизывает все ее приложения. Проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента является обязательным условием для любого учебного курса физики. Умение ставить опыты, выполнять лабораторные работы помогает в изучении физики, представляет большой интерес для самих учащихся. В процессе работы на уроках у учащихся развивается логическое мышление. Включенный материал представляет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности.
Работа над модулем была организована следующим образом:
выполнить стартовую контрольную работу, состоящую из четырех задач ( в каждой и которых по 3 вопроса);
выполнить и описать (с помощью схем) физические опыты: опыт с яйцом, опыт с шаром Гравезанда, опыт c рычагом;
открыть правило рычага с помощью ЦОР-игры «Равноплечий рычаг».
развить способности учащихся к экспериментально-исследовательской деятельности.
развить исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
Особенно хочется отметить такие положительные стороны учебного материала, вошедшие в состав модуля:
Анализ результатов стартовой контрольной работы позволяет сделать вывод: учащиеся выполнили работу на допустимом уровне. Учитывая, что учащиеся не были готовы к изучению данного модуля, то результаты выполнения стартовой контрольной работы, в общем, неплохие.
Больше всего учащимся понравилась ЦОР-игра «Равноплечий рычаг». Вначале у учащихся не получалось уравновесить рычаг, но после неоднократных попыток больше половины класса догадались о правиле равновесия рычага.
Затруднение у учащихся вызвали следующие задания:
- решение задачи на поиск обратного действия.
- интерпретация прямой пропорциональной зависимости через схему опыта.
Учащиеся считают, что материал хотя и сложный, но интересный. Особенно им понравилась ЦОР-игра «Равноплечий рычаг», которую мы будем использовать при изучении темы «Простые механизмы» и на уроках повторения.
Таким образом, результаты апробации показали, что для многих учащихся материалы учебного модуля были понятны и они справились с их выполнением.