СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С новым поколением образовательных стандартов в современном обществе в связи с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, перед школой ставятся качественно новые цели и задачи в обучении и воспитании. Одной из главных задач является формирование и воспитание навыков здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
««Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА






ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»





Работа учителя английского языка

МОУ «Александровская школа

Марьинского района»

Угрин А.А.











Донецк, 2017 год

С новым поколением образовательных стандартов в современном обществе в связи с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, перед школой ставятся качественно новые цели и задачи в обучении и воспитании. Одним из приоритетных направлений является формирование и воспитание навыков здорового образа жизни. Так, большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Всем нам хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Известно, что здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:

- физическое – создаёт основу для осанки, статики, координации движений, роста, веса, подвижности;

- соматическое – обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;

- психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на её предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и окружающим;

- духовное – включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.

Рабочая программа для учителей общеобразовательных учреждений к современному УМК «Spotlight» по английскому языку, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов ДНР, ставит перед школьным учителем целый комплекс задач, одна из которых – формирование здорового образа жизни. Необходимо решать эти задачи в системе, чтобы избежать хаотичности и стихийности.

В наше время на здоровье ребенка, на его позицию по данному вопросу, влияет не только экология и обстановка в мире, но и ряд таких факторов как:

  • Микроклимат в семье (отношения родителей, их ожидания в отношении ребенка, их чувства к ребенку и т.д.)

  • Образ жизни родителей (пример родителей);

  • Наличие /отсутствие своего рабочего места/комнаты дома;

  • Отношения с друзьями и одноклассниками;

  • Нагрузка в школе и вне ее (дополнительное образование);

  • Питание;

  • Физические нагрузки (или их отсутствие);

  • Закаливание и свежий воздух.

Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Иностранный язык достаточно сложный предмет, учитывая то, что педагогу необходимо работать с четырьмя видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Современный урок иностранного языка требует от ученика огромной концентрации внимания, напряжения, внимательности, т.к. на уроках ему приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: ученики должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки).

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:

Из-за долгой или интенсивной работы на уроке у учащихся появляется утомление, снижается работоспособность, дети становятся невнимательными и рассеянными. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.

Поэтому предпочтительна следующая структура рациональной организации урока:

  1. Учебная работа - не менее 60% и не более 80%

  2. Виды учебной деятельности (количество) 4–7

  3. Средняя продолжительность различных видов деятельности - не более 10 минут

  4. Частота чередования видов учебной деятельности - не позднее чем через 7–10 минут

  5. Число видов преподавания - не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).

  6. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2–3

Эмоциональные разрядки.

  • Речевые и фонетические разминки. Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают детей на рабочую атмосферу, на иностранный язык.

Примерами разминок могут служить:

Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

    1. How many cookies could a good cook cook
      If a good cook could cook cookies?
      A good cook could cook as much cookies
      As a good cook who could cook cookies.

      2. Why do you cry Villy?
      Why do you cry?
      Why Villy? Why Villy?
      Why Villy? Why?

      3. I saw Susie sitting in a shoe shine shop.
      Where she sits she shines,
      And where she shines she sits.

      4. Mary Mac's mother's making Mary Mac marry me.
      My mother's making me marry Mary Mac.
      Will I always be so Merry when Mary's taking care of me?
      Will I always be so merry when I marry Mary Mac?

      5. A box of biscuits,
      a box of mixed biscuits,
      and a biscuit mixer.

Песни

Это хороший вид релаксации, который можно использовать не только в начале урока. Песня дает детям возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Песню также можно использовать в середине или в конце урока в качестве эмоциональной разгрузки, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют.

Материалы я беру в интернете на сайтах, а также, к примеру, в УМК «Spotlight 7» module 7c напечатан небольшой рассказ о канадской рок звезде Avril Lavigne. Можно использовать ее творчество, разучить какую-то песню, тем более что детям это интересно.

Физкультминутки.

Динамические паузы, которые снимают напряжение общей моторики. В начальной школе это зарядки, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Например:

  1. Clap, clap, clap your hands,
    Clap your hands together.
    Stamp, stamp, stamp your feet,
    Stamp your feet together.
    Turn, turn, turn around,
    Turn around together.
    Clap, clap, clap your hands,
    Clap your hands together.
    Touch your shoulders,
    Touch your nose,
    Touch your ears
    Touch your toes.
    Raise your hands
    High up in the air,
    To the sides
    On your hair.


2. Head and shoulders,
Knees and toes,
Knees and toes,
Knees and toes,
Head and shoulders,
Knees and toys,
Eyes, ears, mouth and nose.

В конце урока:
1.Raise your head.
Jump up high.
Wave your hand.
And say – “good-bye!”

2.I can jump, I can run,
I can sing, I can dance,
I can swim, I can’t fly,
I can climb and say “good-bye!”
Очень много таких динамических физкультминуток на http://www.dreamenglish.com/
Лучше всего подбирать динамические паузы с лексикой, изучаемой в данный момент на уроке, чтобы еще раз повторить и проговорить новые слова (“Weather”, “Fruit”, “What can you do?”, “Daily routine”, “Animals” и т.д.).

Примерами в начальной и средней школе могут послужить:

игра-пантомима (miming)

- при изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером), изобразить вид транспорта, животное и т.д.;
при изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;

- при изучении темы «My day» изобразить действия, которые совершаются обычно в течение дня;

- при изучении цифр используются считалки, дети встают в круг вместе с учителем;

  • игры с небольшим мячиком используются при изучении алфавита, цифр, названий цветов;

  • лото при изучении цифр;

  • bingo при изучении существительных и простых глаголов;

  • игра «Снежный ком»;

  • matching;

  • acting (разыгрывание и «показывание» диалогов. При этом дети часто меняют голос, имя, возраст, жестикулируют);

  • пальчиковые игры при изучении и повторении вокабуляра (например, в пакете лежат игрушки. Ребенок не глядя нащупывает игрушку, называет ее по-английски, а потом вытаскивает и проверяет);

  • «Картинки». Ребятам предлагается серия простых картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности и составить по ним рассказ.

Привитие детям правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

В старшем звене большую помощь учителю в решении данной задачи (формирование ЗОЖ на уроке, поддержание интереса к предмету) оказывают современный УМК «Spotlight». В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. («Здоровое питание», «Еда», «Спорт», «Проблемы экологии», «Как всегда быть в форме», «Проблемы молодежи».

Учащиеся не только разбирают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Ролевые игры в старшей школе позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Целью использования данной технологии проектного обучения считаю формирование личностного отношение учащихся к знаниям, получаемым по иностранному языку, а также показать связь с другими предметами.

Способствует расширению кругозора ребенка.

Примеры проектов:



- в начальной школе: азбука, загадка о животном, книга о друге, меню, письмо Деду Морозу.

- средней школе: моя идеальная комната, семейное древо, рекламный буклет/флаер (вступить в клуб/кружок, премьера спектакля/фильма и т.д.), здоровое питание, достопримечательности Лондона.

- старшей школе: проблемы молодежи (проблемы отцов и детей), экология, выбор профессии, как всегда быть в форме и т.д.

Использование данных способов и приёмов на уроках дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровье-сберегающих технологий на уроке английского языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье школьников.






















Список использованной литературы:


  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  2. Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе, 1999 г, №4.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

  4. Петровская Я. В., Скоченко И. Л. Формирование навыков здорового образа жизни на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 32-34.

  5. Щербатых Л.Н. РОЛЕВАЯ ИГРА как методический прием обучения иностранному языку в 8–9-х классах. – Журнал «Английский язык». 1сентября, январь 2013 г.


Интернет ресурсы

  1. https://infourok.ru/vnedrenie-informacii-o-zdorovom-obraze-zhizni-v-tematiku-uchebnogo-predmeta-angliyskiy-yazik-umk-spotligt-klassi-1633875.html

  2. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4368

  3. http://www.dreamenglish.com/