Реализация курса внеурочной деятельности по английскому языку «Удивительное страноведение» в 5 классе
Начать свое выступление хочу с заявления о том, что иностранный язык – это уникальный учебный предмет, специфика которого в его интегративном межпредметном характере, в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другими предметными областями.
Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся, способствует формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД).
Как заложено в ФГОС, одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в проектную деятельность, направленную на получение конкретного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи.
В прошлом учебном году мной был разработан и апробирован курс внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительное страноведение» для учащихся 5-х классов, основанный на комплексе проектов, посвященных праздникам в англоговорящих странах.
Цель курса – приобщение школьников к новому социальному опыту через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Курс рассчитан на 34 учебных занятия и состоит из 3-х разделов:
«Осенние праздники»;
«Зимние праздники»
«Весенние праздники».
Занятия предполагают деятельностный характер, а основная форма организации обучения - групповая работа.
Школьники учатся работать с информацией, удовлетворять собственные познавательные интересы, знакомятся с культурой и традициями англоговорящих стран и сравнивают с реалиями родной культуры.
Каждый раздел предполагает защиту совместного проекта. Конечным продуктом может быть стенгазета, альбом, видеофильм, презентация, выставка, сценарий мероприятия и др. Это зависит от потребностей и возможностей группы.
В состав участников проектной работы на данном этапе могут входить не только обучающиеся и учитель, но и родители.
Эффективность и результативность реализации данного курса зависят от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и наличие желания проявить себя;
-сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий.
В рамках курса в 2016-2017 учебном году было выполнено три проекта, защита которых проходила в каникулярное время среди параллели пятых классов с привлечением родителей:
«Хэллоуин» (разработка и проведение праздника)
Цель: знакомство с историей и традициями празднования Хэллоуина, воспитание толерантного отношения к культуре другой страны.
Учащиеся собирали материал о празднике, его символах и традициях, разрабатывали сценарий, готовили тематические блюда, атрибуты праздника, оформляли помещение, делали костюмы, подбирали конкурсы, музыку.
«День влюбленных» (разработка и проведение праздника)
Цель: формирование доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям и обрядам.
Это был интегрированный проект курсов внеурочной деятельности «Удивительное страноведение» и «Вокруг тебя – Мир…» ( духовно-нравственное направление), в ходе которого было проведено сопоставление двух праздников – Дня святого Валентина и Дня семьи, любви и верности.
«Пасхальные традиции» (выпуск стенгазеты)
Цель: познакомить учащихся с традициями празднования Пасхи в разных странах.
Участники курса отбирали материал для стенгазеты, оформляли и защищали проект в рамках Недели гуманитарного цикла.
Считаю, что реализация данного курса способствовала не только (не столько) приобщению к культуре англоговорящих стран, но и достижению личностных и метапредметных результатов, таких как осознание себя гражданином своей страны и мира, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, работать с информацией.
Ну и т.к. я еще являюсь и классным руководителем одного из классов в параллели, для меня было важно, что данный вид совместной деятельности способствовал сплочению классного коллектива, раскрытию творческого потенциала учащихся.
Считаю, что поставленных целей мы добились – повысилась познавательная и творческая активность школьников, появилось желание презентовать себя публично, перед аудиторией («Лучший класс года»). Курс явился той идеей, той путеводной нитью, которая привела нас к достижению запланированных результатов.