СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация программы взаимодействия доо и начальной школы по формированию мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель совместной с начальной школой деятельности: формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы взаимодействия доо и начальной школы по формированию мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


В настоящее время взаимодействие образовательных организаций претерпевает значительные изменения в условиях введения ФГОС, что вызывает у педагогов соответствующие сложности в организации практической деятельности по реализации принципов преемственности образовательного процесса детского сада и школы. Возможности повышения уровня мотивационной готовности мы видим в реализации комплекса форм и способов взаимодействия, дающих возможность показать детям разные стороны школьной жизни.

Для выделения содержания мотивационной подготовки к школе были учтены тенденции развития образования, как в стране, так и в регионе, реальная практика освоения содержания программ дошкольного образования и предшкольной подготовки. Педагоги, работающие с детьми, должны быть специалистами, владеющими навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в школьное обучение и организацией разносторонней помощи в разнообразных формах на основе включения дошкольников в этот процесс .

В рамках преемственности с начальной школой, нами разработан план взаимодействия ОУ по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. В плане представлены занятия, сосредоточенные на формировании и развитии положительной мотивации дошкольников к обучению в школе. Планирование основывается на следующих принципах:

-учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей;

-субъектности – ориентирует мероприятия на культивирование индивидуальных особенностей;

-активности – заключается в проявлении самостоятельной активности детьми в ходе проведения образовательных мероприятий совместно со школой;

-диалогичности построения взаимоотношений предполагает построение субъект-субъектных отношений на разных уровнях взаимодействия в процессе образовательной деятельности.

Цель совместной с начальной школой деятельности: формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья. Поэтому, особое внимание уделено нами ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у семьи будущего первоклассника. Для того, чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребёнка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

Успешно зарекомендовавшие себя формы работы:

- совместные со школьниками мероприятия, групповые занятия на основе проблемно-игровых и активных методов обучения;

- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику мотивационной готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению;

- работа с родителями воспитанников с использованием активных методов обучения (анкетирование родителей; лекции, семинары - практикумы и круглые столы; индивидуальная консультативная работа);

Формирование мотивов учения у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в образовательном процессе экскурсий в школу, бесед о ней, чтения рассказов и стихов школьной тематики, рассматривания картинок, мультимедийных презентаций, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему «В какой школе я хочу учиться»), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных мотивов учения.

При организации игры в школу используются сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), сюжет школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр вводится роль ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

Особенности организации групповой работы с детьми: организация совместных развивающих занятий для дошкольников и школьников по формированию мотивационной готовности к школьному обучению предполагает соблюдение следующих принципов проведения мероприятий:

-системность освоения содержания, материала,

- наглядность обучения и цикличность построения мероприятий,

- доступность, и проблемность,

-развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в мероприятиях в виде:

- игрового преподнесения заданий;

- создания положительного образа школьника;

- упоминания в инструкции при выполнении проблемно-игровых заданий, что дети будут работать как настоящие школьники;

- подкрепления положительного отношения к школе;

- закрепления образцов ролевого поведения;

- формирования чувства уверенности в роли ученика.

Форма проведения мероприятий -игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому план взаимодействия строится на основе игровых образовательных ситуаций, игр и игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из детского сада в школу. Все мероприятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Ритуалы приветствия - прощания - способствуют сплочению детей, созданию атмосферы группового доверия и принятия.

Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).

Рефлексия мероприятий - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Рефлексия прошлого мероприятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали это мероприятие после встречи.

Основное содержание мероприятий - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и мотивационной и общей психологической готовности ребенка к школе.

Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность внутренней позиции ученика, возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Мотивационно готовым к обучению в школе считается ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой внутренней позиции школьника, прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих особенностях:

- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности, учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность; сформирована широкая полимотивация учения;

-сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

-сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные, социальные мотивы учения, нравственные мотивы поведения;

- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Все мероприятия по взаимодействию дошкольной образовательной организации и школы были составлены в логической и тематической последовательности, были организованы взаимопосещения воспитателями открытых детско-родительских мероприятий, проведены мастер классы с целью обмена опытом по данной проблеме, организованы взаимопосещения детьми образовательных организаций.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что разработанное планирование в рамках взаимодействия с начальной школой не подменяет и не отменяет существующих форм предшкольной подготовки, не снижает значимости всех основных дисциплин психолого-педагогического цикла. Предлагаемый комплекс мероприятий является ориентировочным, может быть использован в рамках других вариантов обучения, план представляет собой комплексный проект взаимодействия дошкольной образовательной организации и начальной школы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.























План преемственности в работе со школой 2017-2018 уч.год.

Содержание

Сроки

1. Проведение Дня знаний


2. Чтение стихотворения М. Садовского «Первое сентября». Рассматривание картин о школьной жизни.

3. Выставка рисунков «День знаний».

4. Беседа с детьми «Профессия-учитель» о взаимоотношениях между детьми и учителем.

5. Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе.

Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе




Сентябрь

1 Экскурсия по школе. Беседа с детьми о школе. Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе.

2.Интелектуальная игра для детей «Я знаю все»

3. Сюжетно ролевая игра «Школа»

5.Оформление наглядной агитации для родителей: «Советы родителям будущих первоклассников»

6.Неделя взаимопосещений учителями школ занятий в детском саду и воспитателями групп уроков в первом классе.




Октябрь

1.Занятие для детей «Как Таня и Алеша пришли записываться в школу»

2. Выставка детских работ «Я рисую школу»

3. Коллективное создание альбома о школе.

4. Анкетирование и беседа с учителями «уровень адаптации к школе»



Ноябрь

1.Экскурсия в школьный класс. Знакомство с правилами поведения в классе. Беседа «Школа и ее правила».

2. Беседа с детьми об учебниках и школьных принадлежностях.

3. Дидактическая игра «Собери портфель»

4. Родительское собрание в подготовительной группе «На пути к школе» 5. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе»




Декабрь

1.Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с работой библиотекаря.

2.Интеллектуальная игра «Умники и Умницы»

3.Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу»

4.Тематическая выставка «Что важно знать родителям будущих первоклассников»




Январь

1. Заучивание стихотворения «Читалочка» В.Берестова

2. Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа о школьной библиотеке.

3. Рисунки детей о школе «Вкакой школе я хочу учиться» или

«Наша экскурсия в школу»

4. Тестирование родителей «Готов ли ребенок к школе».

5. Памятка для родителей «Режим дня будущего первоклассника»



февраль

1 Встреча учителя в детском саду с детьми. Беседа о режиме дня первоклассника.

2. Вечер загадок «Скоро в школу».

3. Консультация учителя «Как подготовить детей к обучению в школе».

4. Интервью с детьми «Что дети ожидают услышать от взрослых на пороге школы»

Март


1 Экскурсия в школу во время перемены. Беседа «Что можно сделать за перемену»

2. Организация выставки «Наши мамы и папы- школьники» Рассматривание старого букваря, тетрадей, фото, грамот.

3. Игра-соревнование между детьми «Как мы готовы к школе»

4. Диагностика детей на предмет готовности к школе.

5. Проведение совместного родительского собрания для родителей подготовитель ной к школе группы с учителями школы «Семья на пороге школьной жизни»

6. Тестирование родителей «Готовы ли вы к поступлению ребенка в первый класс».

7.Подготовка рекомендаций для родителей «Формирование установок и ожиданий будущего школьника»


Апрель

1.Чтение детьми стихов о школе (А.Барто «В первый класс», М, Бородицкий «Первоклассник»)

2.Подготовка и проведение праздника « Первоклассные стиляги»

3.Оформление документов для поступления в первый класс школы.

4.Анализ деятельности МБДОУ и школы по вопросам преемственности за 2016-2017г.

Май




2.6.3.Взаимодействие с социо-культурными институтами (библиотека, музей, и т.д.)

Мероприятие

Дата

Содержание

Привлекаемое учреждение

Экскурсия в школьную библиотеку

январь

Беседа о труде библиотекаря

МОУСОШ

с. Добровольское

Экскурсия в библиотеку

Март


«Птицы нашего края» Проект «Красная книга Новоорского района

КДЦ с. Добровольское





Список использованной литературы:

1.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.[Текст]/ Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко.-Спб.: Прайм - Еврознак, 2012.- 672с.

2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст].  М.: Психология, 2011.-248 с.

3.Мотивация и личность [Текст]. – СПб: Питер, 2014. – 352с.