РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В настоящее время взаимодействие образовательных организаций претерпевает значительные изменения в условиях введения ФГОС, что вызывает у педагогов соответствующие сложности в организации практической деятельности по реализации принципов преемственности образовательного процесса детского сада и школы. Возможности повышения уровня мотивационной готовности мы видим в реализации комплекса форм и способов взаимодействия, дающих возможность показать детям разные стороны школьной жизни.
Для выделения содержания мотивационной подготовки к школе были учтены тенденции развития образования, как в стране, так и в регионе, реальная практика освоения содержания программ дошкольного образования и предшкольной подготовки. Педагоги, работающие с детьми, должны быть специалистами, владеющими навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в школьное обучение и организацией разносторонней помощи в разнообразных формах на основе включения дошкольников в этот процесс .
В рамках преемственности с начальной школой, нами разработан план взаимодействия ОУ по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. В плане представлены занятия, сосредоточенные на формировании и развитии положительной мотивации дошкольников к обучению в школе. Планирование основывается на следующих принципах:
-учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей;
-субъектности – ориентирует мероприятия на культивирование индивидуальных особенностей;
-активности – заключается в проявлении самостоятельной активности детьми в ходе проведения образовательных мероприятий совместно со школой;
-диалогичности построения взаимоотношений предполагает построение субъект-субъектных отношений на разных уровнях взаимодействия в процессе образовательной деятельности.
Цель совместной с начальной школой деятельности: формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья. Поэтому, особое внимание уделено нами ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у семьи будущего первоклассника. Для того, чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребёнка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
Успешно зарекомендовавшие себя формы работы:
- совместные со школьниками мероприятия, групповые занятия на основе проблемно-игровых и активных методов обучения;
- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику мотивационной готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению;
- работа с родителями воспитанников с использованием активных методов обучения (анкетирование родителей; лекции, семинары - практикумы и круглые столы; индивидуальная консультативная работа);
Формирование мотивов учения у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в образовательном процессе экскурсий в школу, бесед о ней, чтения рассказов и стихов школьной тематики, рассматривания картинок, мультимедийных презентаций, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему «В какой школе я хочу учиться»), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных мотивов учения.
При организации игры в школу используются сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), сюжет школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр вводится роль ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
Особенности организации групповой работы с детьми: организация совместных развивающих занятий для дошкольников и школьников по формированию мотивационной готовности к школьному обучению предполагает соблюдение следующих принципов проведения мероприятий:
-системность освоения содержания, материала,
- наглядность обучения и цикличность построения мероприятий,
- доступность, и проблемность,
-развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в мероприятиях в виде:
- игрового преподнесения заданий;
- создания положительного образа школьника;
- упоминания в инструкции при выполнении проблемно-игровых заданий, что дети будут работать как настоящие школьники;
- подкрепления положительного отношения к школе;
- закрепления образцов ролевого поведения;
- формирования чувства уверенности в роли ученика.
Форма проведения мероприятий -игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому план взаимодействия строится на основе игровых образовательных ситуаций, игр и игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из детского сада в школу. Все мероприятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Ритуалы приветствия - прощания - способствуют сплочению детей, созданию атмосферы группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексия мероприятий - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого мероприятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали это мероприятие после встречи.
Основное содержание мероприятий - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и мотивационной и общей психологической готовности ребенка к школе.
Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность внутренней позиции ученика, возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
Мотивационно готовым к обучению в школе считается ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой внутренней позиции школьника, прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих особенностях:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности, учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность; сформирована широкая полимотивация учения;
-сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
-сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные, социальные мотивы учения, нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Все мероприятия по взаимодействию дошкольной образовательной организации и школы были составлены в логической и тематической последовательности, были организованы взаимопосещения воспитателями открытых детско-родительских мероприятий, проведены мастер классы с целью обмена опытом по данной проблеме, организованы взаимопосещения детьми образовательных организаций.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что разработанное планирование в рамках взаимодействия с начальной школой не подменяет и не отменяет существующих форм предшкольной подготовки, не снижает значимости всех основных дисциплин психолого-педагогического цикла. Предлагаемый комплекс мероприятий является ориентировочным, может быть использован в рамках других вариантов обучения, план представляет собой комплексный проект взаимодействия дошкольной образовательной организации и начальной школы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
План преемственности в работе со школой 2017-2018 уч.год.
Содержание | Сроки |
1. Проведение Дня знаний | |
2. Чтение стихотворения М. Садовского «Первое сентября». Рассматривание картин о школьной жизни. 3. Выставка рисунков «День знаний». 4. Беседа с детьми «Профессия-учитель» о взаимоотношениях между детьми и учителем. 5. Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе. Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе | Сентябрь |
1 Экскурсия по школе. Беседа с детьми о школе. Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. 2.Интелектуальная игра для детей «Я знаю все» 3. Сюжетно ролевая игра «Школа» 5.Оформление наглядной агитации для родителей: «Советы родителям будущих первоклассников» 6.Неделя взаимопосещений учителями школ занятий в детском саду и воспитателями групп уроков в первом классе. | Октябрь |
1.Занятие для детей «Как Таня и Алеша пришли записываться в школу» 2. Выставка детских работ «Я рисую школу» 3. Коллективное создание альбома о школе. 4. Анкетирование и беседа с учителями «уровень адаптации к школе» | Ноябрь |
1.Экскурсия в школьный класс. Знакомство с правилами поведения в классе. Беседа «Школа и ее правила». 2. Беседа с детьми об учебниках и школьных принадлежностях. 3. Дидактическая игра «Собери портфель» 4. Родительское собрание в подготовительной группе «На пути к школе» 5. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе» | Декабрь |
1.Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с работой библиотекаря. 2.Интеллектуальная игра «Умники и Умницы» 3.Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу» 4.Тематическая выставка «Что важно знать родителям будущих первоклассников» | Январь |
1. Заучивание стихотворения «Читалочка» В.Берестова 2. Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа о школьной библиотеке. 3. Рисунки детей о школе «Вкакой школе я хочу учиться» или «Наша экскурсия в школу» 4. Тестирование родителей «Готов ли ребенок к школе». 5. Памятка для родителей «Режим дня будущего первоклассника» | февраль |
1 Встреча учителя в детском саду с детьми. Беседа о режиме дня первоклассника. 2. Вечер загадок «Скоро в школу». 3. Консультация учителя «Как подготовить детей к обучению в школе». 4. Интервью с детьми «Что дети ожидают услышать от взрослых на пороге школы» | Март |
1 Экскурсия в школу во время перемены. Беседа «Что можно сделать за перемену» 2. Организация выставки «Наши мамы и папы- школьники» Рассматривание старого букваря, тетрадей, фото, грамот. 3. Игра-соревнование между детьми «Как мы готовы к школе» 4. Диагностика детей на предмет готовности к школе. 5. Проведение совместного родительского собрания для родителей подготовитель ной к школе группы с учителями школы «Семья на пороге школьной жизни» 6. Тестирование родителей «Готовы ли вы к поступлению ребенка в первый класс». 7.Подготовка рекомендаций для родителей «Формирование установок и ожиданий будущего школьника» | Апрель |
1.Чтение детьми стихов о школе (А.Барто «В первый класс», М, Бородицкий «Первоклассник») 2.Подготовка и проведение праздника « Первоклассные стиляги» 3.Оформление документов для поступления в первый класс школы. 4.Анализ деятельности МБДОУ и школы по вопросам преемственности за 2016-2017г. | Май |
2.6.3.Взаимодействие с социо-культурными институтами (библиотека, музей, и т.д.) Мероприятие | Дата | Содержание | Привлекаемое учреждение |
Экскурсия в школьную библиотеку | январь | Беседа о труде библиотекаря | МОУСОШ с. Добровольское |
Экскурсия в библиотеку | Март | «Птицы нашего края» Проект «Красная книга Новоорского района | КДЦ с. Добровольское |
Список использованной литературы:
1.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.[Текст]/ Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко.-Спб.: Прайм - Еврознак, 2012.- 672с.
2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]. М.: Психология, 2011.-248 с.
3.Мотивация и личность [Текст]. – СПб: Питер, 2014. – 352с.