Самое прекрасное, что мы можем испытать,
– это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки. Тот,
кто никогда не испытывал этого чувства,
кто не умеет остановиться и задуматься,
охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу,
и глаза его закрыты...
Альберт Энштейн
С 2015 года в МБОУ «Гимназия №25» реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозоподобные состояния. Это в свою очередь становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. В гимназии смонтированы широкие входные двери, пандус, съезды, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.
Современной школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
Приглашаем вас совершить виртуальное путешествие в сенсорную комнату!
Темная сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки.
Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие) — одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность — понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Феномен интерактивности сложен и многообразен, он еще не имеет точного и полного объяснения. Поэтому его использование в отношении темной сенсорной комнаты в большей мере связано с тем, что в ней присутствуют световые приборы и эффекты, тактильные панно, объяснение действий которых требует достаточно высокого уровня технической грамотности. Интерактивность оборудования включает в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в нее, количество вариантов сборки модели и т. п. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальное пространство.
Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства

Наряду с интерактивным оборудованием в темной сенсорной комнате используется мягкая мебель - пуфики-кресла, кресло «Трансформер», напольные и настенные маты и т. п. Эти предметы необходимы для создания комфортного расположения ребенка в пространстве интерактивной среды. Они позволяют снять излишнюю напряженность, расслабиться, успокоиться, принять удобную для наблюдения за объектами и взаимодействия с другими участниками группы позу и т. п.

Фиброоптические волокна с боковым свечением «Солнышко» и «Солнечный домик» используются для стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развития цветового восприятия, с целью эффекта релаксации.

Сухой бассейн, заполненный прозрачными шариками и оснащенный различной подсветкой. Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шарами даст возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. В бассейне можно двигаться, «плавать» в шарах. Такие действия способствуют развитию координации, движения в пространстве.

Световое панно «Галактика» создает эффект звездного неба на потолке и служит для стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию зрительной координации.

Панно «Бесконечность» Служит для стимуляции зрительных анализаторов, снятия страхов и создания ситуации успеха у ребенка. Имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность.

Световой проектор «Нирвана» создан специально для релаксации, снятия мышечного тонуса и стимуляции зрительных анализаторов.
ФОТО
Столик для рисования песком. Служит для развития мелкой моторики, воображения, речи, снятия стресса.

Тактильные дорожки воздействуют на рецепторы стопы, способствуют профилактике плоскостопия и развитию координации, оказывают общий оздоровительный эффект.
ФОТО
Музыка - неотъемлемая часть сенсорной комнаты. Положительные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга, активизирует иммунную систему. Зрительная и звуковая среда, спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов, улучшает зрительную и моторную координацию. Проводя занятия в темной сенсорной комнате, недостаточно просто включать «расслабляющую» музыку. Нужно очень внимательно следить за реакциями ребенка, так как воздействие одного и того же музыкального произведения на разных людей может быть различным.
С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует состояние детей, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта. Взаимодействие ребенка с интерактивной средой темной сенсорной комнаты стимулирует развитие у него вербальные коммуникации. Для детей с астеническими проявлениями, то есть с пониженной психической активностью, занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков и связной речи;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Интерактивная среда темной сенсорной комнаты используются учителем-логопедом и педагогом-психологом и предназначена для решения следующих задач:
обучения на основе сенсорной стимуляции;
психотерапии;
социальной адаптации (например, детей с аутизмом);
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
активизации различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрения, осязания, слуха и т.д.);
развития двигательных функций;
создания положительного эмоционального фона;
коррекции и развития познавательной деятельности;
развития произвольного внимания, памяти, мышления, эмоций, речевого и невербального общения;
расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира;
релаксации всех органов чувств ребенка;
ароматерапии;
развития сенсорных способностей;
стимуляции эмоционального, речевого, социального развития;
профилактики психопатологического развития личности, аномалий поведения, социальной дезадаптации;
профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития координации и ориентации в пространстве