ФГОС включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации. Нормативной основой для разработки программы являются: - закон «Об образовании» РФ; - типовое положение об общеобразовательном учреждении; - единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ( раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»); - ФГОС Основные функции программы: - нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объёме; - целеполагания – программа определяет ценностные ориентиры и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; - содержательная - программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития; - процессуальная – программа определяет логичекую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения; - оценочная - программа выявляет объекты контроля , уровни усвоения элементов содержания. Основные необходимые элементы программы: - титульный лист; - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения данной программы ( в соответствии с ФГОС ООО должны быть определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися программы); - учебно – тематический план; - содержание учебного предмета; - контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы; - информационные источники; - описание необходимого материально – технического обеспечения образовательного процесса; - приложение – КТП Титульный лист отражает следующее: наименование учредителя общеобразовательного учреждения (согласно Уставу), наименование образовательного учреждения (согласно Уставу), грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (согласно локальному акту), наименование учебного предмета ( в соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом образовательного учреждения), указание класса, сведения об учителе, год разработки. Пояснительная записка отражает следующее: нормативная основа разработки программы, наименование учебных программ ( примерной и авторской) , на основе которых разработана данная программа, используемый учебно – методический комплект, место данного предмета в решении задачи формирования УУД, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, цели и задачи учебного предмета в области формирования системы или комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, межпредметные связи учебного предмета, количество учебных часов, на которые рассчитана программа в соответствии с БУП, особенности организации учебного процесса по предмету: методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности, образовательные технологии, виды и методы контроля, отличительные особенности программы по сравнению с примерной и авторской программами. Важно знать, что учитель может внести измения в программу не более чем на 20%. Планируемые результаты освоения учащимися программы за конкретный класс: в соответствии с ФГОС планируемые результаты необходимо подразделить на следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а также предметные результаты. Каждая группа дифференцируется на два уровня: «Ученик научится», « Ученик получит возможность научиться». В учебно – тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на контрольные и творческие работы. Содержание учебного предмета. При разработке следует опираться на содержание примерной программы, требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы, а также содержание и результаты обучения , представленные в реализуемой авторской программе. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы Информационные источники: указываются нормативные источники, учебно – методическая литература для учителя и учебная для обучающихся, в том числе на электронных носителях и в интернет – ресурсах. Материально – техническое обеспечение предмета: книгопечатная продукция, компьютерные и информационно –коммуникационные средства, технические средства, экранно – звуковые пособия КТП: структура определяется образовательым учреждением самостоятельно | Урок должен быть подготовлен и проведён в соответствии с системно – деятельностным подходом, который предполагает развитие личности ребёнка на основе УУД. Деятельностный подход предусматривает наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Технология СДП состоит из следующих элементов: целеполагания, определённого содержания образования, учёта конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения, выхода на результат. Технология СДП включает в себя: - мотивацию к учебной деятельности; - актуализацию знаний; - проблемное объяснение нового знания; - первичное закрепление во внешей речи; - самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); - включение нового знания в систему знаний и повторение; - рефлексия В системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков: - урок открытия нового знания; - урок рефлексии; - урок построения системы знаний; - урок развивающего контроля Реализация деятельностного подхода опирается на следующие методы: - проектный - ролевы/деловые игры - проблемный метод - исследовательский метод - метод решения практических задач - коллективной творческой деятельности - поисковый метод - дискуссионный метод - коммуникативный При отборе ЭОР к уроку надо строго следовать следующим критериям: - соответствие ЭОР целям и задачам урока; - основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения); - научность и достоверность предоставленной информации. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. урока. Учитель пользуется сценарным планом урока, который предоставляет ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения; при подготовке к уроку учитель использует учебники, методические рекомендации, интернет – ресурсы | Образовательная среда урока складывается из содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами. Образовательная среда должна способствовать раскрытию личности обучающегося. Важнейшим принципом, отвечающим идее создания благоприятной образовательной среды на уроке является принцип гуманистический, технологический смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых учащийся смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения жизненных, учебных и иных задач, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности Это обеспечивается следующими способами: личностно ориентированной позицией педагога, «помогающими» отношениями в группе «учитель-ученик» –процессом, посредством которого один человек помогает другому использовать его внутренние ресурсы для того, чтобы расти в позитивном направлении, актуализируя собственный индивидуальный потенциал; диалоговыми формами работы с учащимися: беседа и её виды, дискуссия (и другие дискуссионные формы работы), обмен мнениями, тематические встречи. Соблюдение этих принципов делает возможным формировать образовательную среду от образовательных потребностей самих школьников. При этом в формировании образовательной среды важна организация различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и идей. Сегодня становится невозможным создать благоприятную образовательную среду на уроке без знания образовательных технологий и умения эффективно включить их элементы в структуру урока. Формированию благоприятной образовательной среды способствуют личностно ориентированные технологии; технологии коллективных способов обучения и воспитания; технология использования в обучении игровых методов (технология игрового моделирования), интерактивные методы и приёмы Следует учесть, что образовательная среда в условиях ФГОС создаётся обучающими: проекты, презентации, групповая работа. Для создания образовательной среды на уроке важно оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика. Выводы: созданию образовательной среды способствуют: субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса; метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся; деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности; коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке; рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока; импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
| Ведущая идея в организации работы с родителями в условиях ФГОС - установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Можно представить следующие уровни в организации работы с родителями: ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСИЙ Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Система работы основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. Основные направления сотрудничества учителя с родителями: - стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции. Цель диагностики: 1. Определить уровень развития ребенка. 2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону. 3. Проанализировать полученную информацию. 4. Установить причины изменений. 5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. Можно предложить родителям анкету, данные которой помогают получить первую информацию о педагогическом просвещении родителей, и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. Свою педагогическую культуру родители могут проверить с помощью другого тестирования «Мы – родители». - психолого – педагогическое просвещение родителей: Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей. Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей: - Значение режима дня в жизни школьника. - Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких. - Права и обязанности ребенка в семье. - Здоровье ребенка – основа успешности в учении. - О стилях семейного воспитания. - О роли семьи в трудовом воспитании. Можно предложить презентацию семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят выставки поделок и семейных коллажей, конкурсы и музыкальные номера. Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность. Также содействуют укреплению сотрудничества нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаются педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач. Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Разделы Портфолио: «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо). «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби). «Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали). «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий) «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями. Это позволяет родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего). «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия). Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года можно провести Фестиваль портфолио, в ходе которого выделить лучшие находки, интересные проекты, дела, там же можно предложить рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни . | ФГОС второго поколения не проводят разграничения между урочной и внеурочной деятельностью, а декларирует об их взаимосвязи. Цели внеурочной деятельности: развитие ребёнка, его становление как личности в школьные годы, приобретение им социально – значимых знаний, формирование социально – нравственных отношений, накопление опыта социальных действий. Задачи: - изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировка и разработка программ воспитательной деятельности школы, создание системы внеурочной деятельности; - анализ возможностей школы и среды для реализации поставленных целей; - создание нормативно – правовой базы , определяющей механизм взаимодействия школы с социальными партнёрами; - повышение профессиональной подготовленности педагогов. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коллективные, групповые, индивидуальные формы работы, работа в группах постоянного и сменного составов; Ролевые, познавательные, развивающие, подвижные игры. Конференции, дискуссии, дебаты, экскурсии, походы. Беседы, викторины, конкурсы, олимпиады. Спортивные соревнования, турниры, оздоровительные акции. Коллективные творческие дела. Концерты ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Спортивно - оздоровительное направление: занятия в спортивных секциях; беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровителтных процедурах, спортивные турниры, классные часы; олимпиады, праздники, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме, Дни здоровья; туристические походы, военно – спортивные игры, народные игры; военно – спортивные клубы, «Юный турист», Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально – значимые акции в социуме, трудовые десанты, разработка проектов социально – значимой деятельности « Я гражданин России»; коллективные творческие дела, тимуровское движение; социально – моделирующие игры, участие в акциях «Спеши делать добро», «Подарок ветерану», «Безопасное колесо». Духовно – нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно – ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии работа школьных музеев; КТД «День рождения школы», Государственные праздники; кружки, клубы, объединения по следующим видам деятельности: трудовая, поисковая, краеведческая, проблемно – ценностное общение Общеинтеллектуальное направление: предметные кружки, факультативы, школьные научно – исследовательские общества; олимпиады, исследовательская деятельность, научные экспедиции; конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальный марафон; кружок «Знайка» на развитие памяти, логики, внимания; конкурс «Ученик года», «Открытие года» ; интеллектуальные конкурсы («Русский медвежонок») Общеинтеллектуальное направление: культпоходы в театры, кино ( с последующим обсуждением); концерты, выставки, смотры – конкурсы; досугово – развлекательные акции в социуме, фестивали искусств; занятия в коллективах художественной самодеятельности, в кружках ( фото -, теле -, видео – студии, пресс-центр, изостудии, вокальные группы, хореографические коллективы; литературные гостиные, устные журналы, Дни поэзии) МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - модель школы полного дня ( реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня); - оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги – организаторы, социальные педагоги, педагоги – психологи, воспитатели); - инновационно – образовательная модель ( опирается на деятельность инновационной – пилотной - площадки федерального, регионального, муниципального или институционного уровня, которая уже существует в рамках образовательного учреждения); - модель дополнительного образования ( предполагает создание общего программно – методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами); |