СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ребёнок не готовится к жизни. Он уже живёт.." К.Д.Ушинский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время, время, время…  Всякий раз вспоминаю фразу « Каждая эпоха

по-своему прекрасна и несчастна». Хочется порассуждать, уважаемые коллеги, о  времени в котором мы живём и  о том, как в этом времени живут наши дети.

     Давно работаю с детьми и задаю себе вопрос: «Где, в каком возрасте, на каком этапе можно встретить ту хрустальную, неподдельную чистоту в ребёнке»

    Появившись на свет, ребёнок впитывает, изучает этот мир. Он не может ещё покорить и подчинить его. Он смотрит на мир глазами взрослых, которые всячески хотят ему помочь. Передавая, как им кажется самые лучшие свои качества, а ребёнок впитывает в-первую очередь пороки взрослых: страх, несостоятельность, стенания на всех и вся, неумение слушать других, нетерпимость. И все возникающие проблемы маленький человек решает, как не странно именно так как привыкли решать их папа и мама, бабушка и дедушка, и другие родственники.

    1 «А» класс 2010год. Ребята пришли с урока физкультуры. Двое детей особенно возбуждены.

     Аня повторяет, несколько раз передразнивая: «У тебя ничего не получается».  Макар в отчаянии от несправедливости отвечает: «Я тебе в нос сейчас дам!» Тут вмешиваюсь я, пытаюсь найти нужные слова, но сразу не получается. В конце концов, ребята расходятся в стороны, и, кажется, буря утихла.

 Аня возвращается и громко, как – бы ставя точку, кричит: «Всё равно ты неумеха!»

    Разговариваю с родителями Ани. Молодые люди. Девочка – второй ребёнок. Со старшим братом не могут наладить отношения. Крики, скандалы, придирки, каждый день. Мама с папой не знают, как всё исправить. А начинать исправлять нужно себя.

    Молодая мамочка узнав, что я учитель спрашивает совета. Как воспитать в ребёнке лучшие качества?

       Я ей отвечаю: « Воспитайте их в себе, и всё это будет в вашем ребёнке». Ребёнка не надо воспитывать, с ним нужно жить.

    Во время поездки в Царское село встретила удивительную мамочку. Молодая женщина лет 24-25 с сыночком Колей – 3 годика. Стоят в очереди за билетами на просмотр в Екатерининский  дворец.

  « Коленька!» - говорит она – «Нам с тобой несказанно повезло, сегодня очередь меньше чем обычно и нам удастся не спеша  всё посмотреть». Трёхлетний карапуз с серьёзным лицом слушает маму, затем выбегает из очереди.

     «Коленька, Коленька» - зовёт мама.

Мальчик возвращается. Мама достаёт книжку «Историческое описание Царского Села». Показывает иллюстрации.

 

        «Помнишь!» - говорит она – «Нам экскурсовод рассказывал об этом памятнике. Мальчик вспоминает и, лепеча по- детски,  рассказывает историю».

    Вот что значит, воспитывать ребёнка, не рассуждая о том, каким бы мне хотелось видеть его, а воспитывать самой жизнью. Вести за собой туда, где ты состоялся, делиться тем, чем полна твоя душа, любить «открытым сердцем».

     Наблюдать за ребёнком и каждый раз думать, думать, думать!

         Мама  девочки Кристины тщательно старается убедить меня в том, что порочные качества у детей воспитывает улица и телевизор. А не мы ли с вами уважаемые взрослые из-за своего незнания культивируем и взращиваем всё это в детях. Порой  неумение правильно оценить ситуацию и найти из неё выход, а порой и нежелание всматриваться в жизнь детей,  успокаивая себя: «Всё у них впереди. Научатся».

     Первоклассник Коля жалуется мне: «Кристина подарила 20 рублей, а теперь требует вернуть». Замечательный урок для обоих ребят.

     «Коля»,- начинаю беседу я - «Давай порассуждаем. Ты задавал себе вопрос, почему Кристина подарила тебе деньги».

-«Нет», - отвечает мальчик.

- «Может это подарок на День рождения?»

-«Нет»

-«Ты что-то сделал для Кристины важное, и она решила отблагодарить тебя?»

- «Нет»

- «А зачем ты взял эти деньги?»

Мальчик долго думал, потом, стесняясь, ответил: «Мне очень хотелось купить пирожок в буфете».

     Разве эта детская ситуация уважаемые взрослые не о чём вам не говорит? Да это мы взрослые знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Смотрите, как уже в детстве идёт отработка темы «поймай друга на его   слабости».

  Как научить этого мальчика быть сильным, а эту девочку великодушной. Вот задача учителя.

     Коля из семьи государственных служащих, где каждая копейка на учёте. А у родителей девочки свой бизнес и она не имеет недостатка, да и в кармане порой лишние деньги.

     Мама Кристины рассказывает: «Да,  она и дома часто с братом так поступает. Подарит ему игрушку, а через день – два забирает обратно. Жалко стало».

    Видите, как хорошо отработанные ситуации дома,  на родных, переносятся в школу на одноклассников.

18.01.2015 19:52

© 2015, Лях Светлана Анатольевна 17