Время, время, время… Всякий раз вспоминаю фразу « Каждая эпоха
по-своему прекрасна и несчастна». Хочется порассуждать, уважаемые коллеги, о времени в котором мы живём и о том, как в этом времени живут наши дети.
Давно работаю с детьми и задаю себе вопрос: «Где, в каком возрасте, на каком этапе можно встретить ту хрустальную, неподдельную чистоту в ребёнке»
Появившись на свет, ребёнок впитывает, изучает этот мир. Он не может ещё покорить и подчинить его. Он смотрит на мир глазами взрослых, которые всячески хотят ему помочь. Передавая, как им кажется самые лучшие свои качества, а ребёнок впитывает в-первую очередь пороки взрослых: страх, несостоятельность, стенания на всех и вся, неумение слушать других, нетерпимость. И все возникающие проблемы маленький человек решает, как не странно именно так как привыкли решать их папа и мама, бабушка и дедушка, и другие родственники.
1 «А» класс 2010год. Ребята пришли с урока физкультуры. Двое детей особенно возбуждены.
Аня повторяет, несколько раз передразнивая: «У тебя ничего не получается». Макар в отчаянии от несправедливости отвечает: «Я тебе в нос сейчас дам!» Тут вмешиваюсь я, пытаюсь найти нужные слова, но сразу не получается. В конце концов, ребята расходятся в стороны, и, кажется, буря утихла.
Аня возвращается и громко, как – бы ставя точку, кричит: «Всё равно ты неумеха!»
Разговариваю с родителями Ани. Молодые люди. Девочка – второй ребёнок. Со старшим братом не могут наладить отношения. Крики, скандалы, придирки, каждый день. Мама с папой не знают, как всё исправить. А начинать исправлять нужно себя.
Молодая мамочка узнав, что я учитель спрашивает совета. Как воспитать в ребёнке лучшие качества?
Я ей отвечаю: « Воспитайте их в себе, и всё это будет в вашем ребёнке». Ребёнка не надо воспитывать, с ним нужно жить.
Во время поездки в Царское село встретила удивительную мамочку. Молодая женщина лет 24-25 с сыночком Колей – 3 годика. Стоят в очереди за билетами на просмотр в Екатерининский дворец.
« Коленька!» - говорит она – «Нам с тобой несказанно повезло, сегодня очередь меньше чем обычно и нам удастся не спеша всё посмотреть». Трёхлетний карапуз с серьёзным лицом слушает маму, затем выбегает из очереди.
«Коленька, Коленька» - зовёт мама.
Мальчик возвращается. Мама достаёт книжку «Историческое описание Царского Села». Показывает иллюстрации.
«Помнишь!» - говорит она – «Нам экскурсовод рассказывал об этом памятнике. Мальчик вспоминает и, лепеча по- детски, рассказывает историю».
Вот что значит, воспитывать ребёнка, не рассуждая о том, каким бы мне хотелось видеть его, а воспитывать самой жизнью. Вести за собой туда, где ты состоялся, делиться тем, чем полна твоя душа, любить «открытым сердцем».
Наблюдать за ребёнком и каждый раз думать, думать, думать!
Мама девочки Кристины тщательно старается убедить меня в том, что порочные качества у детей воспитывает улица и телевизор. А не мы ли с вами уважаемые взрослые из-за своего незнания культивируем и взращиваем всё это в детях. Порой неумение правильно оценить ситуацию и найти из неё выход, а порой и нежелание всматриваться в жизнь детей, успокаивая себя: «Всё у них впереди. Научатся».
Первоклассник Коля жалуется мне: «Кристина подарила 20 рублей, а теперь требует вернуть». Замечательный урок для обоих ребят.
«Коля»,- начинаю беседу я - «Давай порассуждаем. Ты задавал себе вопрос, почему Кристина подарила тебе деньги».
-«Нет», - отвечает мальчик.
- «Может это подарок на День рождения?»
-«Нет»
-«Ты что-то сделал для Кристины важное, и она решила отблагодарить тебя?»
- «Нет»
- «А зачем ты взял эти деньги?»
Мальчик долго думал, потом, стесняясь, ответил: «Мне очень хотелось купить пирожок в буфете».
Разве эта детская ситуация уважаемые взрослые не о чём вам не говорит? Да это мы взрослые знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Смотрите, как уже в детстве идёт отработка темы «поймай друга на его слабости».
Как научить этого мальчика быть сильным, а эту девочку великодушной. Вот задача учителя.
Коля из семьи государственных служащих, где каждая копейка на учёте. А у родителей девочки свой бизнес и она не имеет недостатка, да и в кармане порой лишние деньги.
Мама Кристины рассказывает: «Да, она и дома часто с братом так поступает. Подарит ему игрушку, а через день – два забирает обратно. Жалко стало».
Видите, как хорошо отработанные ситуации дома, на родных, переносятся в школу на одноклассников.