СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат к практической 28-30

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему:

Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами

Просмотр содержимого документа
«Реферат к практической 28-30»











Реферат на тему:

Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами



Доначисление налога на прибыль.

Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.

Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.

Налоговые доначисления НДС.

Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.

Как объясняют налоговики, доначисленную сумму НДС можно учесть в расходах только в одном случае – если такая сумма формирует первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) (ст. 170 НК РФ), а бухгалтер по ошибке приняла ее к вычету. После полученного акта проверки такие суммы можно включить в себестоимость, если данная сумма уже участвует в расчете налога на прибыль (письм Минфина России № 03-07-11/222 от 07.06.08).

Во всех других ситуациях, по мнению налоговиков, доначисленный НДС включать в расходы нельзя на основании пп. 19 ст. 270 НК РФ, где четко определено, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленный покупателю.

Но есть мнение, что НДС, как и любой другой налог, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Даже суды в таких случаях иногда встают на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-5096/2007-12/27 от 10.08.09).

Чтобы избежать споров с налоговиками, вы можете не включать доначисленный НДС в расходы, тогда вам нужно отразить постоянное налоговое обязательство.

Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Если инспекторы проверили налог на имущество, транспортный налог или земельный налог и сделали доначисление, такие суммы уменьшают облагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В редких случаях при проверке одного налога инспекторы делают исправления в налоговых карточках по другим налогам. Чаще всего это нужно сделать бухгалтерам.

Самый простой способ – сделать доначисления налога и отнести их в расходы текущего периода налогового периода. В бухгалтерском учете такие расходы также учитываются в затратах текущего года на дату решения по проверке. Тогда разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникнет.



Порядок взыскания штрафных санкций налоговым органом установлен в новой статье 103.1 НК РФ. До обращения решения о взыскании налоговой санкции к исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму штрафа, и лишь в том случае, если сумма штрафа организацией (предпринимателем) не была уплачена добровольно в срок, указанный в требовании об уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению - направляется в течение пяти дней судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Следует помнить, что применительно к данным суммам штрафных санкций, указанным в п. 1 ст. 103.1 НК РФ, существует только один порядок их взыскания - в порядке исполнительного производства на основании решения налогового органа о взыскании налоговой санкции. Эти суммы штрафов не могут быть взысканы в судебном порядке посредством обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Данную позицию подтвердил и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, который в п. 1 информационного письма от 20.02.2006 N 105 указал на то, что подобные заявления налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда РФ, поданные после 31.12.2005, возвращаются арбитражным судом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Однако в то же время Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обратил внимание на то, что если подобное заявление налогового органа было подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ должно быть рассмотрено арбитражным судом.

П. 2 ст. 103.1 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В то же время в НК РФ не установлено, в какой форме налоговый орган должен исполнить данную обязанность: направить налогоплательщику отдельное требование или изложить предложение добровольно уплатить сумму налоговой санкции в решении о взыскании штрафа. В данном случае можно использовать практику применения статьи 104 НК РФ, которая предусматривает аналогичную обязанность налоговых органов, а именно: до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В свое время Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 31 Постановления от 28.02.2001 N 5 указал, что, поскольку данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В связи с этим можно сделать вывод, что налоговый орган может исполнить обязанность по направлению налогоплательщику предложения добровольно уплатить сумму санкции одним из двух вариантов: изложив данное предложение в отдельном требовании об уплате суммы налоговой санкции или в решении о взыскании налоговой санкции.

Кроме этого, при взыскании суммы недоимки и пени (ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ) сложилась судебная практика в сторону позиции, что направление требования о неуплаченной сумме налога является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2005 N А56-29960/04, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2005 N А56-17135/04, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2005 N Ф09-5053/05-С7, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2005 N А19-31059/04-44-Ф02-3817/05-С1). Поскольку процедура взыскания санкции, как уже было указано выше, предусматривает добровольное предложение уплаты суммы штрафа, то, основываясь на практике по взысканию сумм налога, пеней, можно сделать вывод, что невыполнение налоговым органом обязанности по предложению налогоплательщику уплатить сумму штрафа добровольно является нарушением порядка внесудебного взыскания суммы налоговой санкции и является основанием для обжалования соответствующего решения налогового органа.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 30 дал свои разъяснения о сроках, в пределах которых налоговые органы вправе принимать решения о взыскании штрафов во внесудебном порядке. 60-дневный срок, установленный в п. 3 ст. 46 НК РФ, в данном случае не применяется, поскольку ни ст. 103.1, ни п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат прямой отсылки к статье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций. Налоговый орган может взыскать не уплаченную добровольно сумму штрафа, направив соответствующие документы судебному приставу-исполнителю в шестимесячный срок. Этот срок начинает течь с момента обнаружения правонарушения (если правонарушение было выявлено в ходе выездной налоговой проверки - со дня составления акта, если в ходе камеральной - со дня обнаружения правонарушения. На практике таким днем считается день составления решения о привлечении к ответственности по итогам камеральной проверки).

Привлечение к ответственности возможно только до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного ст. 113 НК РФ (до истечения трех лет со дня совершения правонарушения или дня, следующего после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение). 

В том случае, если организация или предприниматель добровольно исполнят решение налогового органа о взыскании налоговой санкции, которое впоследствии будет признано незаконным, организация имеет право на возврат сумм штрафа. Право налогоплательщика на своевременный возврат сумм штрафа прямо предусмотрено в пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ. Данный возврат должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, поскольку никакого иного порядка для возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) штрафов не предусмотрено. Наличие правового пробела по данному вопросу признают и финансовые органы в письме Минфина РФ от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256 "О возможности возврата и (или) зачета переплаты по штрафам", указывая при этом на обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафных санкций и не запрещая прямо проводить возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) взысканных штрафов в условиях имеющегося пробела в правовом регулировании.

Поскольку при возврате излишне взысканного штрафа (даже при добровольной его уплате по требованию налогового органа) применяются положения ст. 79 НК РФ, налогоплательщик в этой связи имеет право на получение возвращаемых сумм с процентами (п. 4 ст. 79 НК РФ).