«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени Н.В. Менчинского Павлово-Посадского муниципального района Московской области»
____________________________________( МОУ СОШ № 18)________________________________________
142500, Московская область, [email protected]
г. Павловский Посад, ул. Мира д.1 тел. 8(49643)21524
Отчет по теме самообразования:
«Система оценивания учебных достижений обучающихся 5-6 классов по математике»
Учителя математики
Фокиной Натальи Борисовны
2017 год
Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся; от их правильной постановки во многом зависит его успех.
Можно ли учить без оценок?
Можно. Если не ставить задачу научить (особенно всех), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно – уходи!».
Можно ли научиться без оценок?
Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (100%-ая сознательность, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения). Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.
В проведенном анкетировании среди учащихся вопрос стоял так: Яду в школу, чтобы а) получать знания;
б) пообщаться с друзьями; в) получить хорошие отметки.
Результаты анкетирования подтвердили: дети отметили, что ходят в школу, чтобы а) получать знания – 83% (35%)
б) получить хорошую отметку – 35% (12%)
в) пообщаться с друзьями – 48% (4%)
Первые результаты- результаты ответственных учеников, другие- неответственных.
Вопросы оценки знаний являются сложнейшими педагогическими проблемами.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда.
Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным.
Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители.
Без оценки невозможен процесс усвоения знаний.
Результаты анкетирования: Учащиеся/учителя
Вопрос: устраивает ли вас 5-ая система оценивания.
Ответ: да – 83%; / нет – 13%; / затруднились с ответом – 3%/
На современном этапе развития образования меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:
приоритете письменной формы оценки знаний над устной;
суммировании результатов текущего и экзаменационного контроля в итоговой оценке;
использовании многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;
использовании индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.
Пятибалльная система отметок – основа основ отечественной образовательной системы.
Отметим некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д., для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе.
Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в учебной деятельности школьников и непониманием тех отрицательных последствий, к которым может привести ее изъятие из употребления.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используютсяотметки и оценки.
«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки
«Оценка» - в широком понимании, это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.
Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе
(составляющие оценки)
1. Обучающая:
2. Воспитательная:
3. Стимулирующая: оказывает воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;
4. Ориентирующая:
5. Диагностическая:
6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
7. Формирование адекватной самооценки:
формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.
8. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. ( Это ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)
не обоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают.
Результаты анкетирования:
учащиеся отмечают на оценку их знаний учителем влияют следующие факторы а) поведение на уроке – 17%
б) настроение учителя – 43%
в) уже сложившееся мнение – 74%
г) учитель объективен – 39% (22%)
Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.
Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемойисключительно российского образования. Это актуально в той или иной степени для образовательных систем всех развитых и наиболее динамично развивающихся стран. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений учащихся. Вместе с тем любая новая модель предполагает четко структурированную систему критериев. Все это позволяет получить максимально развернутую картину достижений (как учебных, так и внеучебных) учащегося в каждый момент времени.
В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему, известную как модульно-рейтинговая. Рейтинговая система оценивания, предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой .
На основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.
Значение рейтинговой системы для учащихся.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости в потребность, позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной. Рейтинговая система повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей «весовой категории», видеть динамику своих результатов; воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю; помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства; стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.
Значение рейтинговой системы для учителя.
Рейтинговая система позволяет учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Система контроля знаний и умений обучающихся должна планироваться таким образом, чтобы она охватывала обязательные результаты обучения учащихся и давала ему возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала.
Главным побуждающим мотивом внедрения рейтинговой системы оценки качества знаний явилось желание дифференцировать отметку «3», расширить диапазон и объективность оценки усилий каждого ученика.
Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:
Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.
Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Итак, значение рейтинговой системы оценки знаний учащихся заключается в следующем:
- объективность (точность, конкретность) оценки знаний учеников;
- родители сами могут наблюдать «рост» или «падение» своего ребенка;
- и главное, мотивация учения.
Недостаток- это ведение нескольких журналов: классного (в него нельзя заносить рейтинговые коэффициенты и оценка ставится по обычной 5-балльной шкале) и ведение журнала (тетради) с рейтинговыми оценками.