Решение задач на равноускоренное движение. Ускорение. Алгоритм и программа (контрольное заняти
Урок: Решение задач на равноускоренное движение.
Ускорение. Алгоритм и программа (контрольное занятие)
Цели урока по физике:
Научить учащихся решать задачи на совместное движение нескольких тел. Проверить их навыки и умения решать задачи. Сформировать понятие ускорения.
Цель урока по информатике и ИКТ:
Определить уровень усвоения учащимися понятий «алгоритм» и «программа».
Ход урока
Повторение. Проверка домашнего задания
Выберите правильное определение:
1. Алгоритм — это:
а) правила выполнения определенных действий;
б) описание последовательности действий (план), строгое выполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;
в) набор команд для компьютера;
г) совокупность команд, которые может выполнить исполнитель.
2. Перечислите способы представления алгоритма.
3. Выберите и расположите по стадиям (первая и вторая) правила разработки алгоритма:
а) нарисовать блок-схему алгоритма;
б) детализировать алгоритм с учетом особенностей данной среды;
в) выбрать среду и объекты, посредством которых алгоритм будет реализован;
г) составить программу для выполнения заданного алгоритма;
д) наметить приблизительный план действий для достижения поставленной цели;
е) перечислить действия алгоритма;
ж) определить цель, для которой надо составить алгоритм.
Какое движение называют равномерным?
а) проходит одинаковые пути
б) проходит одинаковые траектории
г) находится в положении покоя
В каких единицах она выражается скорость равномерного движения?
а) кг
б) м
в) м/с
г) Н/м
Где впервые стали применяться алгоритмы?
Алгоритм называется линейным:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает много
кратное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных
условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного сле
дования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?
Всегда ли результат выполнения одного и того же алгоритма одинаков?
Какими характеристиками должен обладать объект-исполнитель?
Выберите правильное определение.
Система команд исполнителя — это:
а) набор команд, которые должен выполнить исполнитель;
б) конечный набор команд, которые может выполнять исполнитель;
в) команды, которые надо выполнить, чтобы решить задачу.
Как находится проекция перемещения, если известна проекция скорости?
Как найти координату тела в любой момент времени, если известна начальная координата, проекция скорости и время?
Как скорость, выраженную в метрах в секунду, выразить в километрах в час и наоборот?
Выразите в м/с скорость 72 км/ч.
Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?
II. Новый материал
Прямолинейное равномерное движение, т.е. движение с постоянной (по модулю и направлению) скоростью, не очень часто встречается на практике.
Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется неравномерным.
Э


ксперимент
Р
v
ассмотрим движение шарика по наклонному
ж
елобу, а затем по горизонтальному участку (рис.).
Координаты шарика через 2 с представлены в таблице:
t, с | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
Х, СМ | 0 | 8 | 32 | 72 | 128 |
Видно, что перемещения шарика за 2 с различны на разных этапах движения. При таком движении скорость тела (мгновенная скорость) непрерывно изменяется от точки к точке.
Для простоты будем считать, что за каждую единицу времени и вообще за любые равные промежутки времени скорость изменяется одинаково.
Движение тела, при котором его скорость за любые равные про-межутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным движением.
Пусть скорость тела в начальный момент времени была равна v0, а через промежуток времени t она оказалась равной v . Тогда отношение
- быстрота изменения скорости. Ее называют ускорением:
Единица измерения ускорения в СИ - м/с2: [а] = м/с2.
При прямолинейном движении векторы v0 и v направлены вдоль одной прямой. Удобнее использовать запись: v = v0 + at. В проекциях на ось ОХ это уравнение имеет вид: vx = vox + ax* t.
Составим алгоритм решения простейших задач по кинематике:
Выясните и запишите характер движения.
Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.
Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось.
Запишите проекции с учетом знаков (в модулях)
Найдите искомую величину.
Вычислите ее.
Проанализируйте ответ.
Пример
Дано: |
a | = 1 м/с2 |
v0 | = 10 м/с |
v0 | = 0м/с |
t | - ? |
Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить
с ускорением 1 м/с
2. Сколько времени пройдет до остановки автомобиля?
Решение:
Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении в проекциях на ось ОХ:
vX = vox + ax* t.
Т.к. векторы скорости и ускорения направлены в противоположные стороны, то их проекции имеют разные знаки. Получаем уравнение: v = v0 - at.
Отсюда: 

Ответ: t =10 с
Теперь эту задачу решим в «КУМИР»
Файл Редакт Выполн Инфо --------------CILA_2.E--рус----0(28501)--------
алг Определение_времени_движения
нач вещ a, v0,v,t
│ вывод "введи начальную скорость v0="
│ ввод v0
│ вывод "введи скорость v="
│ ввод v
│ вывод "введи ускорение тела a="
│ ввод a
│ t:=(v0-v)/a
│ вывод "Время движения тела t=",t,"с."
кон
[* конец текста *]
────────────────────────────────────────────
введи начальную скорость v0= 10 введи скорость v= 0 введи ускорение тела a=1 Время движения тела t= 10. с.
III. Закрепление
Решение задач для самостоятельного решения:
Задача 1
Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретет скорость 54 км/ч? (Ответ: через 10 с.)
Задача 2
Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при торможении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомобиль при торможении? (Ответ: 2,5 м/с2.)
Задача 3
Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с2? (Ответ: 6,25 с.)
Задача 4
Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/с2 из состояния покоя? (Ответ: 18000 м/с.)
IV. Домашнее задание
По физике:
Выучить §5;
Упр. 5 (учебник, стр.24);
Задача 7 (учебник, стр. 241).
По информатике:
Тема 12 – повторить;
Написать программу задачи 7 из учебника физики на языке KUMIR.
7