СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на неравномерное движение

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм и программа. Решение задач на составление алгоритмов 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на неравномерное движение»

Решение задач на равноускоренное движение. Ускорение. Алгоритм и программа (контрольное заняти

Урок: Решение задач на равноускоренное движение.

Ускорение. Алгоритм и программа (контрольное занятие)


Цели урока по физике:

Научить учащихся решать задачи на совместное движение нескольких тел. Проверить их навыки и умения решать задачи. Сформировать понятие ускорения.

Цель урока по информатике и ИКТ:

Определить уровень усвоения учащимися понятий «алго­ритм» и «программа».


Ход урока

  1. Повторение. Проверка домашнего задания

Выберите правильное определение:

1. Алгоритм — это:

а) правила выполнения определенных действий;

б) описание последовательности действий (план), строгое выпол­нение которых приводит к решению поставленной задачи за ко­нечное число шагов;

в) набор команд для компьютера;

г) совокупность команд, которые может выполнить исполнитель.


2. Перечислите способы представления алгоритма.


3. Выберите и расположите по стадиям (первая и вторая) правила разработки алгоритма:

а) нарисовать блок-схему алгоритма;

б) детализировать алгоритм с учетом особенностей данной среды;

в) выбрать среду и объекты, посредством которых алгоритм будет реализован;

г) составить программу для выполнения заданного алгоритма;

д) наметить приблизительный план действий для достижения по­ставленной цели;

е) перечислить действия алгоритма;

ж) определить цель, для которой надо составить алгоритм.


  1. Какое движение называют равномерным?

а) проходит одинаковые пути

б) проходит одинаковые траектории

г) находится в положении покоя


  1. В каких единицах она выражается скорость равномерного движения?

а) кг

б) м

в) м/с

г) Н/м


  1. Где впервые стали применяться алгоритмы?


  1. Алгоритм называется линейным:

а) если он составлен так, что его выполнение предполагает много­
кратное повторение одних и тех же действий;

б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных
условий;

в) если его команды выполняются в порядке их естественного сле­
дования друг за другом независимо от каких-либо условий;

г) если он представим в табличной форме;

д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.


  1. В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?

  2. Всегда ли результат выполнения одного и того же алгоритма одинаков?


  1. Какими характеристиками должен обладать объект-исполнитель?


  1. Выберите правильное определение.


  1. Система команд исполнителя — это:

а) набор команд, которые должен выполнить исполнитель;

б) конечный набор команд, которые может выполнять исполнитель;

в) команды, которые надо выполнить, чтобы решить задачу.


  1. Как находится проекция перемещения, если известна проекция скорости?


  1. Как найти координату тела в любой момент времени, если известна на­чальная координата, проекция скорости и время?


  1. Как скорость, выраженную в метрах в секунду, выразить в километрах в час и наоборот?


  1. Выразите в м/с скорость 72 км/ч.


  1. Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?



II. Новый материал

Прямолинейное равномерное движение, т.е. движение с постоянной (по модулю и направлению) скоростью, не очень часто встречается на практике.

Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется неравномер­ным.

Эксперимент

Р

v

ассмотрим движение шарика по наклонному

желобу, а затем по горизонтальному участку (рис.).

Координаты шарика через 2 с представлены в таблице:

t, с

0

2

4

6

8

Х, СМ

0

8

32

72

128




Видно, что перемещения шарика за 2 с различны на разных этапах движе­ния. При таком движении скорость тела (мгновенная скорость) непрерывно изменяется от точки к точке.

Для простоты будем считать, что за каждую единицу времени и вообще за любые равные промежутки времени скорость изменяется одинаково.

Движение тела, при котором его скорость за любые равные про-межутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным движением.

Пусть скорость тела в начальный момент времени была равна v0, а через промежуток времени t она оказалась равной v . Тогда отношение - быстрота изменения скорости. Ее называют ускорением:

Единица измерения ускорения в СИ - м/с2: [а] = м/с2.

При прямолинейном движении векторы v0 и v направлены вдоль одной прямой. Удобнее использовать запись: v = v0 + at. В проекциях на ось ОХ это уравнение имеет вид: vx = vox + ax* t.


Составим алгоритм решения простейших задач по кинематике:

  1. Выясните и запишите характер движения.

  2. Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.

  3. Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.

  4. Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось.

  5. Запишите проекции с учетом знаков (в модулях)

  6. Найдите искомую величину.

  7. Вычислите ее.

  8. Проанализируйте ответ.


Пример

Дано:

a

= 1 м/с2

v0

= 10 м/с

v0

= 0м/с

t

- ?

Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить с ускоре­нием 1 м/с2. Сколько времени пройдет до остановки автомобиля?

Решение:

Запишем уравнение для скорости при равноускорен­ном движении в проекциях на ось ОХ:

vX = vox + ax* t.

Т.к. векторы скорости и ускорения направлены в противоположные стороны, то их проекции имеют разные знаки. Получаем уравнение: v = v0 - at.

Отсюда:

Ответ: t =10 с


Теперь эту задачу решим в «КУМИР»

Файл Редакт Выполн Инфо --------------CILA_2.E--рус----0(28501)--------

алг Определение_времени_движения

нач вещ a, v0,v,t

│ вывод "введи начальную скорость v0="

│ ввод v0

│ вывод "введи скорость v="

│ ввод v

│ вывод "введи ускорение тела a="

│ ввод a

│ t:=(v0-v)/a

│ вывод "Время движения тела t=",t,"с."

кон

[* конец текста *]

────────────────────────────────────────────

введи начальную скорость v0= 10 введи скорость v= 0 введи ускорение тела a=1 Время движения тела t= 10. с.


III. Закрепление


Решение задач для самостоятельного решения:

Задача 1

Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретет скорость 54 км/ч? (Ответ: через 10 с.)

Задача 2

Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при тор­можении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомо­биль при торможении? (Ответ: 2,5 м/с2.)

Задача 3

Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с2? (Ответ: 6,25 с.)

Задача 4

Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двига­лось с ускорением 10 м/с2 из состояния покоя? (Ответ: 18000 м/с.)


IV. Домашнее задание

По физике:

  1. Выучить §5;

  2. Упр. 5 (учебник, стр.24);

  3. Задача 7 (учебник, стр. 241).

По информатике:

  1. Тема 12 – повторить;

  2. Написать программу задачи 7 из учебника физики на языке KUMIR.






7