Риск - менеджмент
Риск-менеджмент как система управления.
Средства снижения степени рисков.
Риск – это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Стратегии и приемы финансового менеджмента образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск- менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства – получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Объектом управления в риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и
экономические отношения между хозяйствующими субъектами. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами). Субъект управления в риск-менеджменте – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Сферой предпринимательской деятельности риск-менеджмента является страховой рынок. Страховой рынок это сфера проявления экономических отношений по поводу страхования. Страховой рынок это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые гражданам страховыми компаниями.
Основные правила риск-менеджмента :
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
- при наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Бизнес невозможен без риска. Нарастание риска – это оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная плата за нее. Для характерно усиление конкуренции. Чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение технических и других новшеств, на смелые нестандартные действия, а это усиливает риск. Приходится мириться с неизбежностью риска, учится прогнозировать его, оценивать. Практика показывает, что чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль.
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. В зависимости от возможного результата риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски:
- природно-естественные – риски, связанные с проявлением стихийных сил природы : землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и др.,
- экологические – это риски, связанные с загрязнением окружающей среды,
- политические – риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства, возникают при нарушения условий производственного процесса по причинам, непосредственно независящим от хозяйствующего субъекта,
- транспортные – это риски, связанные с перевозками пассажиров автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным транспортом,
- коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности, представляют собой неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. Коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
3. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь. В целях снижения риска желательно выбирать производство таких услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар спрос на другой уменьшается, и наоборот. Для снижения степени риска применяются различные приемы:
- диверсификация
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах
- лимитирование
- самострахование
- страхование.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Например, приобретение инвестором акций 5 различных акционерных обществ вместо акции одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в 5 раз и соответственно в 5 раз снижает степень риска.
Информация – ценный товар для менеджера. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы менеджер обладал более полной информацией, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Поэтому инвестор готов заплатить за полную информацию.
Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. это важный прием снижения степени риска. В сфере он применяется при продаже услуг в кредит.
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Это создание различных резервных фондов. Для частных фирм отрасли они создаются по желанию. Создание резервного фонда является обязательным для акционерного общества, предприятия с иностранными инвестициями. Такие предприятия обязаны в законодательном порядке создавать резервный фонд в размере не менее 10 % и не более 25 % от размера уставного капитала. Этот фонд используется для финансирования непредвиденных расходов.
Страхование риска – наиболее важный и самый распространенный прием снижения степени риска. Сущность страхования в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риск, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.
Большинство крупных западных фирм имеет в штате специального менеджера по риску. Он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами фирмы. Выбор приемлемой степени риска зависит от стиля управления руководителя. Руководители консервативного типа, не склонные к новациям, обычно стараются уйти от любого риска. Гибкие руководители стремятся к более рискованным решениям, если риск доброволен. В затруднительной ситуации такие руководители ориентированы на более рискованные решения, если уверены в профессионализме исполнителей. Готовность менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, успех же побуждает к риску. Большинство людей предпочитает мало рискованные варианты действий. Отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает предприниматель.
Страхование – это основной прием риск-менеджмента. Страхование – это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (рисков) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательным страхованием является страхование, осуществляемое в силу закона. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Факт заключения договора страхования удостоверяется переданным страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса