Интенсификация обучения иностранному языку с помощью рисуночного кодирования
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
В процессе обучения мы говорим о знаниях и умениях учащихся. Иностранный язык- предмет, освоение которого предполагает, что выпускник должен знать лексику, грамматику, иметь социо-культурные знания и уметь общаться на иностранном языке.
Для усвоения знаний необходимо увидеть, услышать, восхититься, осмыслить и запомнить . В процессе усвоения знаний участвуют восприятие, мышление и память. Причём для качественного усвоения зачастую достаточно однократного видения – восхищения –осмысления –запоминания. Если знание было представлено целостно, системно, концентрированно, эмоционально да ещё и с включением всех каналов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, моторного), то никакого повторения может и не понадобиться. Следовательно, экономится время на освоение знаний .
Примером интенсификации процесса обучения иностранному языку могут служить приёмы рисуночного кодирования : - пиктограммы (иконические, символические); - крокú (от фр. сroquis – набросок, эскиз); - цветовое кодирование ( фоновое выделение важной информации; расположение содержательно близкого или родственного материла на одном цветовом пространстве; контрастное выделение противоположной информации, принадлежащей к одному учебному блоку).
УУД (Асмолов А.Г.)
Познавательные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Смысловое чтение;
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- Моделирование.
Логические универсальные действия:
- Синтез;
- Установление причинно-следственных связей;
- Построение логической цепи рассуждений.
Рисуночное кодирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
УУД (Асмолов А.Г.)
Регулятивные действия
Коммуникативные действия
- Планирование;
- Прогнозирование;
- Контроль;
- Коррекция;
- Оценка;
- Саморегуляция.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Владение монологической и диалогической формами речи;
- Планирование учебного сотрудничества.
Рисуночное кодирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Иконические пиктограммы
имеют сходство с изображаемым понятием. Самым известным видом иконических пиктограмм являются знаменитые изображения олимпийских видов спорта, выполненные Йозефом Мюллером-Брокманом. Уместным является их
применение в дидактике.
Так, например, для
обозначения родов можно
использовать знаки –
женский/мужской род .
, –
Символические пиктограммы
это условные рисуночные изображения, в отличие от иконических не имеют сходства с изображаемым понятием. Речь идёт о знаках и значках.
Знаком, в графическом дизайне, называют общепринятое вариативное изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла.
Например: знаки валют, буквы ( знаки для звуков),
ноты (знаки длительности звука) и т. д.
Если обозначение не общепринятое,
то это Значок .
Символические пиктограммы Может быть целесообразным применение на занятиях привычных пиктограмм, используемых на этикетках и упаковках товаров, на панелях управления оргтехники. Их можно применять на учебных занятиях, связанных не только с торговым делом. Однако, прежде, необходимо познакомить учащихся с этими знаками.
Примеры использования значков при обучении иностранному языку
Крокú
это монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполненное обычно в короткий промежуток времени при минимальном количестве графических средств, то есть это набросок .
Примеры использования кроки при обучении иностранному языку
Примеры использования кроки при обучении иностранному языку
Le chat ouvrit les yeux,
Le soleil y entra.
Le chat ferma les yeux,
Le soleil y resta.
Voilà pourquoi, le soir
Quand le chat se réveille,
J’aperçois dans le noir
Deux morceaux de soleil.
Maurice Carême (1899-1978)
Преимущество использования рисунков-кроки в преподавании иностранных языков
- Вынуждает обучаемого при работе над словом вызывать в своем сознании представление, с которым это слово ассоциируется именно у него.
- Не позволяет думать на русском языке до порождения предложения на иностранном языке.
- Не позволяет идти более легким, но ошибочным путем: планировать высказывание на русском языке.
- Избавляет от необходимости запоминать последовательность мыслей в заучиваемом наизусть тексте.
Преимущество использования рисунков-кроки в преподавании иностранных языков
- Предотвращает ошибки, которые Вы могли бы сделать при воспроизведении наизусть текста. Это, прежде всего, ошибки в употреблении артиклей, предлогов и в порядке слов.
- Приведёт впоследствии к планированию высказывания на подсознательном уровне сразу на иностранном языке.
- Невозможно без осознания структуры предложения.
- Длительное воспроизведение текстов наизусть по крокам приведе т к запоминанию большого количества синтагм, из которых Вы впоследствии будете составлять собственные высказывания.
- При записи текста в виде кроки принципиально то, что фиксируется иностранный текст, а не его перевод.
Цветовое кодирование
Цвет становится дополнительным «якорем» для извлечения учебного материала из памяти, способствует привлечению внимания к содержательной стороне наглядности.
Фоновое выделение
Примеры использования кроки при обучении иностранному языку Контрастное выделение
Выводы
- Проанализировав УМК по иностранному языку, мы пришли к выводу, что авторы УМК активно используют приёмы рисуночного кодирования на начальном этапе обучения. Имеется множество заданий с применением данных приёмов, но абсолютно отсутствуют задания на практику освоения учащимися этих приёмов. Учащиеся не получают навыков ведения конспекта с применением, выдумыванием собственных значков, рисунков.
- На среднем этапе и старшем этапах в основном применяется цветовое кодирование.
- На старшем этапе обучения задания с применением пиктограмм, кроки, практически отсутствуют. Больше присутствует словестное кодирование, использование схем, таблиц, кластеров. Однако, не освоив приёмы рисуночного кодирования, приёма кроки, учащиеся испытывают определённые трудности при выполнении данных видов работы .
Рисуночное кодирование – Словесное кодирование Mother Teresa
is
Was born
Symbol
Of kindness
1910
Family
Albania
1928
There were…..
Became
1948
Real name
1979
Missionaries of Charity
the youngest
Set up
Chose
The Nobel Peace Prize
She
quite rich
believed
All men are created equal
Worked in
She became famous
religious
Went
190 000 $
Loved
Took care of…
To teach
Used ..not for……but for….
Helped
helped
The help would come when it
To help
taught to pray
was needed
the poor and the needy
Алгоритм 1.Научить воспринимать (различать и читать) рисуночное кодирование. 2.Познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 3.Научить самостоятельному кодированию полученной информации. 4.Отработать навыки кодирования в разных видах речевой деятельности.