Развитие осязания и мелкой моторики рук
Тема: Пальчиковые игры с предметами разной фактуры.
Цели:
Задачи:
Образовательные:
учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев;
снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
познакомить учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности;
Развивающие:
укреплять мышцы рук с помощью самомассажа;
развивать мелкие движения рук, умение согласовывать движения правой и левой руки.
развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов через узнавание и выкладывание геометрических фигур).
развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук при перебирании круп и пересыпании крупы ложечками.
развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество;
воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: карандаши, вырезанные геометрические фигуры, ложечки, платочки, прищепки, верёвка, комплекты игрушек (по 3 каждому), счётные палочки)
I. Орг. момент. (психологический настрой).
Торопимся мы на урок.
Будут знания и упражнения впрок.
II. Пальчиковая гимнастика.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Упражнения:
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке,(«стол»).
Рядом стульчик у окошка,
("стул").
Два бочонка под столом.
(«бочонки» обеими руками).
Вот такой я видел дом.
(«дом»).
«Расставь игрушки»
Выдаю комплекты игрушек и прошу поставить каждую из них :
- перед собой;
- справа от себя;
- слева от себя;
Игры с карандашом.
«Шуршалочка»
- Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он «шуршит».
- Разогреем ладошки: «пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас.
«Вертушка»
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
«Юла»
Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.
Карандашик покружись,
И в юлу превратись.
«Пианино»
Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.
Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.
- Пальчики готовы к работе.
Психогимнастика.
— Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся.
- А когда чему-то удивляются?
III. Сообщение темы и цели.
- Сегодня на коррекционном занятии мы с вами будем укреплять мышцы пальцев рук, развивать руку, чтобы вы умели шить и вязать, вырезать, красиво писать.
IV. Работа по теме.
1. Игра «Комочек».
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке при помощи одной руки.
2. Игра«Помощники».
— Покажите, какие вы помощники в семье (дети берут платочки – кусочки ткани).
Свою маму я люблю,
И всегда я ей помогу.
Я стираю, полоскаю, (показывают движения)
Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки, другая рука не помогает!)
Отжали платочки и прикрепили прищепкой к бельевой веревке (веревка натянута между двумя стульями).
3. Дидактическая игра «Подарки».
— Ребята, а у нашей Кати недавно был, день рождения и она получила много подарков. Папа подарил большой квадратный альбом, мама – куклу в прямоугольной коробке, бабушка – большой мяч, дедушка – парусник с моторчиком.
- Сколько было всего подарков?
- Каким геометрическим фигурам, соответствуют подарки?
Дети сначала отвечают, затем выкладывают перед собой геометрические фигуры соответствующие подаркам в нужном порядке.
4. Дидактическая игра «Золушка».
- Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь? («ЗОЛУШКА» Ш. Перро.)
- Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь. )
- Давайте мы ей поможем?! Переберём крупу.
5. Игра «Волшебная ложечка».
На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.
6. Дидактическая игра «Теремок».
- А в этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.(Русская народная сказка « ТЕРЕМОК»).
- Каждый должен построить теремок из счетных палочек.
- Чей теремок выше? Ниже?
- Чей теремок шире? Уже?
7. Игра «Узнай букву».
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
( пишет учитель.)
V. Итог. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами что делали? Чем понравилось заниматься больше всего?
Какое у вас настроение? (Покажите смайлики). Улыбнитесь друг другу.