Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Роберт Шуман "Альбом для юношества»
Роберт Шуман. «Альбом для юношества»
Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман .
В 1848 году Шуман пишет детский сборник «Альбом для юношества», состоящий из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности. В нем рядом с привычными на тот момент названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям.
№ 7. «Охотничья песенка» Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это подражание охотничьим сигналам. Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии.
№ 8. «Смелый наездник» Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Более быстрый, чуть суетливый темп. Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки.
№ 10. «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение напоминает народную песню. А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.
№ 16. «Первая утрата» Эта пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.
№ 32. «Миньона» Изучение пьесы «Миньона» - отличный случай приобщить учащегося к выразительной, всеми голосами поющей, «дышащей» фактуре Шумана в самых благоприятных технических условиях. Возможность не отвлекаться на трудности текста и сосредоточить внимание на качестве звучания.
Сложилось так, что не весь этот великолепный сборник в равной мере используется в практике музыкальных школ. Причины вполне понятны – это затрудненность шумановского стиля для освоения детьми младшего возраста и недостаточная концертная эффектность и виртуозность, так желательная в старших классах. Но прозорливый композитор предостерегал: «На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой».