СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Робототехника на занятиях ГПД

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Робототехника на занятиях ГПД»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 471  ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   «Робототехника»   разработчик: Котельников Сергей Александрович, Воспитатель ГПД педагог дополнительного образования  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 471 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Робототехника»

 

разработчик:

Котельников Сергей Александрович,

Воспитатель ГПД

педагог дополнительного образования

 

Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. На занятиях осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms; для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование
  • Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. На занятиях осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms; для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.
  • Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование
Новизна программы  в том, что изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов, тем самым знакомятся с профессией инженера. Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.  В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
  • Новизна программы в том, что изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов, тем самым знакомятся с профессией инженера.
  • Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
  • В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
  •  

Условия реализации программы

Сроки реализации: программа ориентирована на детей 9-12 лет без специальной подготовки, рассчитана на один год обучения.

Наполняемость групп: 15 человек

Режим занятий: Занятия групповые. Проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год).

Формы занятий: практическое, соревнование, выездное в форме экскурсии

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуально-групповая .

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, эвристические, поисковые.

Ожидаемые результаты :

  • к концу обучения воспитанники будут иметь представления о порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
  • приобретут знания теоретические основы создания робототехнических устройств;
  • разовьют глазомер, координацию движений;
  • разовьют образное мышление;
  • будут уметь составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд; 
  • правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика;
  • правильно подключать к блоку NXT внешние устройства, передавать программу с помощью
  • будут знать основные компоненты управляющей системы роботов-исполнителей: входы, выходы и программу;
  • научатся основные команды визуального языка программирования в средах «Robolab» и LEGO Mindstorms Eduсation NXT;
  • Способы проверки результатов: предметная диагностика проводится в форме опросов; творческих заданий; педагогическая диагностика предполагает: анкетирование, личные беседы с детьми и их родителями.
Учебно-тематический план № п/п Тема часы 1 2 всего Вводное занятие 1 3 Техника безопасности при работе с компьютером, его периферийными устройствами, с конструкторами LEGO. теория практ. 1 Робототехника для начинающих, базовый уровень. 4 1 5 - 1 Технология NXT. 4 - 6 Знакомство с конструктором. 5 2 2 2 Начало работы с конструктором. 7 6 3 2 8 8 Программное обеспечение NXT. Первая модель робота. 10 4 4 9 3 8 4 10 Модели с датчиками. 7 2 9 Составление программ. 11 6 4 12 9 Алгоритмизация. 13 5 День показательных соревнований. 9 4 4 5 Итоговое занятие. ИТОГО 1 5 - 1 1 1 72 - 29 43

Учебно-тематический план

п/п

Тема

часы

1

2

всего

Вводное занятие

1

3

Техника безопасности при работе с компьютером, его периферийными устройствами, с конструкторами LEGO.

теория

практ.

1

Робототехника для начинающих, базовый уровень.

4

1

5

-

1

Технология NXT.

4

-

6

Знакомство с конструктором.

5

2

2

2

Начало работы с конструктором.

7

6

3

2

8

8

Программное обеспечение NXT.

Первая модель робота.

10

4

4

9

3

8

4

10

Модели с датчиками.

7

2

9

Составление программ.

11

6

4

12

9

Алгоритмизация.

13

5

День показательных соревнований.

9

4

4

5

Итоговое занятие.

ИТОГО

1

5

-

1

1

1

72

-

29

43

Календарно-тематический план № дата 1 план Тема занятия 1.09 факт 2 Содержание учебного материала   3    всего Робототехника для начинающих, базовый уровень.     теория часов   Технология NXT. Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. практика Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Знакомство с конструктором - О технологии NXT. 2 Формы контроля 2 Твой конструктор (состав, возможности). 2 Правила техники безопасности. - Установка батарей. - Основные детали (название и назначение). - Главное меню. 2 4 - - Основы робототехники. - Сенсор цвета и цветная подсветка. текущий 2 - Датчики (назначение, единицы измерения). - - Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.   - Двигатели.   текущий 2 - Микрокомпьютер NXT. текущий - Аккумулятор (зарядка, использование) - Как правильно разложить детали в наборе.  

Календарно-тематический план

дата

1

план

Тема занятия

1.09

факт

2

Содержание учебного материала

 

3

 

всего

Робототехника для начинающих, базовый уровень.

 

 

теория

часов

 

Технология NXT.

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

практика

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Знакомство с конструктором

- О технологии NXT.

2

Формы контроля

2

Твой конструктор (состав, возможности).

2

Правила техники безопасности.

- Установка батарей.

- Основные детали (название и назначение).

- Главное меню.

2

4

-

- Основы робототехники.

- Сенсор цвета и цветная подсветка.

текущий

2

- Датчики (назначение, единицы измерения).

-

- Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

 

- Двигатели.

 

текущий

2

- Микрокомпьютер NXT.

текущий

- Аккумулятор (зарядка, использование)

- Как правильно разложить детали в наборе.

 

4 5         Начало работы с конструктором. Программное обеспечение NXT.   - Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение). - Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT). - Требования к системе. 6 - Тестирование - Установка программного обеспечения. 2 7 - Мотор. - Интерфейс программного обеспечения. 4 2 - Датчик освещенности. - Палитра программирования. текущий 5 - Панель настроек. текущий - Датчик звука. - Датчик касания. - Контроллер. - Редактор звука. - Ультразвуковой датчик. - Редактор изображения. - Структура меню NXT. - Дистанционное управление. - Снятие показаний с датчиков (view). - Структура языка программирования NXT - Установка связи с NXT. - USB. - BT. - Загрузка программы. - Запуск программы на NXT. - Память NXT: просмотр и очистка.

4

5

 

 

 

 

Начало работы с конструктором.

Программное обеспечение NXT.

 

- Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение).

- Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT).

- Требования к системе.

6

- Тестирование

- Установка программного обеспечения.

2

7

- Мотор.

- Интерфейс программного обеспечения.

4

2

- Датчик освещенности.

- Палитра программирования.

текущий

5

- Панель настроек.

текущий

- Датчик звука.

- Датчик касания.

- Контроллер.

- Редактор звука.

- Ультразвуковой датчик.

- Редактор изображения.

- Структура меню NXT.

- Дистанционное управление.

- Снятие показаний с датчиков (view).

- Структура языка программирования NXT

- Установка связи с NXT.

- USB.

- BT.

- Загрузка программы.

- Запуск программы на NXT.

- Память NXT: просмотр и очистка.

6

 

7

 

8

 

 

9

Первая модель робота.

 

 

Инструкция в комплекте с комплектующими

Модели с датчиками.

 

9

- Датчик звука.

Составление программ.

 

5

- Датчик касания.

10

При конструировании робота из данного набора существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ, предложенных в инструкции и описании конструктора.

Алгоритмизация.

3

9

Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей.

4

- Датчик света.

4

9

текущий

Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо, а так же момент освобождения.

- Датчик касания.

7

4

текущий

5

- Подключение лампочки.

Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта.

текущий

 

В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота.

5

текущий

10   11         Дни показательных соревнований   День показательных соревнований по категориям Итоговое занятие.     11 Подведение итогов образовательной деятельности объединения «Робототехника». 3     72 11 3 текущий - 29 43 текущий  

10

 

11

 

 

 

 

Дни показательных соревнований

 

День показательных соревнований по категориям

Итоговое занятие.

 

 

11

Подведение итогов образовательной деятельности объединения «Робототехника».

3

 

 

72

11

3

текущий

-

29

43

текущий

 

Курс «Робототехника» условно разделен на две части:

  • основы конструирования;
  • основы автоматического управления (программирование).
  • Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Цель первой части курса заключается в том, чтобы познакомить учащихся с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах, элементов механики.

  • Вторая часть курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Цель второй половины курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  • математика – учащиеся учатся алгоритмическому мышлению и навыкам работы с цифровой информацией;
  • физика – учащиеся знакомятся и закрепляют знания из раздела физики «Механика»;
  • технология – учащиеся развивают конструкторское мышление, фантазию.