- осознание учащихся ценности изучаемого способа определения рода имен существительных;
- осознание практической важности определения морфологических признаков частей речи;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результата каждого этапа урока.
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
- умение определять род имен существительных.
№ п/п | Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 | Организационный этап. | Сформировать самооценку готовности к уроку | А) Организация детей к уроку. Сл.1 - С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень, На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок. Б) Психологический настрой.Сл.2 На доске: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. - Я на доске написала числа от 1 до10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики? -Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему –10. Но для этого необходимо достойно работать. Я желаю вам удачи. | Ученики настраиваются на работу. | Личностные УУД: -самооценка готовности. Метапредметные УУД: -учебно – познавательный интерес; - организация рабочего места. |
2 | Актуализация опорных знаний. | Актуализация знаний о частях речи. | - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найдите лишнюю часть речи.Сл.3 Юность, красота, горячий. Дерево, говорить, весна. Имя существительное Как мы отличаем существительное от других частей речи? План 1)Подбираем вопросы к словам кто? что? 2)Думаем что обозначает (предмет) | Находят лишние слова. Применение ранее изученного материала. Составляют план. | Личностные УУД: - умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД: - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, планирование. Предметные УУД: - знание о частях речи, их признаках. |
3 | Постановка проблемы. | Сформировать представление о результате. | Вставьте окончания: Уч. С. 48, упр. 25. Устно составить словосочетание прил. + сущ. Сл.4 Вкусн__ торт, Вкусн_ конфета, Вкусн_ (пирожное-рисунок перевернуть) В каких словосочетаниях легко справились с заданием? Где испытали затруднение? (3 словосочетание) Почему? (Нет имени сущ.) Одинаковы ли окончания у имен прилагательных? (Нет) Почему? От чего это зависит? (от 2 сл.- от имени сущ.) Какое значит главное слово в словосочетании? Почему? (Сущ. От него зависит род им. прил.) А у нас на уроке главная тема им. сущ. и род им. сущ. Важна для нас эта тема? (Да, от него зависит им. Прилагательное) | Распределяют слова по группам. Определяют тему и цель урока. | Регулятивные УУД: - умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока - целеполагание. Предметные УУД: - затруднение в определении рода существительных. |
4 | Открытие нового знания. | Сформировать умение определять род имен существительных. | -Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные. (Приложение 1) -На какие три группы делятся имена существительные? -Какого рода бывают имена существительные? - Постоянный это признак или непостоянный? - Докажите. -Что значит термин «постоянный» признак? -Что значит термин «непостоянный» признак? (Например: свойства погоды, характер человека) - Прочитайте имена существительные.Сл.5 Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, панцирь, солнце. распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «он», «она», «оно». Приложение 2. План 3) Распределяем слова на 3 группы: он, она, оно. 4)Делаем вывод: он-м. р., она – ж. р., оно – ср. р. Какое новое знание мы открыли? Имена существительные имеют род-категорию постоянную. Бывают м. р., ж. р., ср. р. Род помогают определить слова – он мой, . она моя, оно мое. -Совпадает ли правило, что вы сами для себя открыли с учебником? (правило из уч. с.45) - Для чего же нужно правило? -Давайте его прочитаем. | Умение определять род имен существительных. Составляют план. | Личностные УУД: - умение удерживать учебную задачу. Метапредметные УУД: - владение правильной речью, планирование. Предметные УУД: - понятие о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках. |
5 | Физмин | Здоровье- сбережение | Морская | | |
6 | Включение нового знания в систему знаний. | Применять полученные знания на практике. | -Сейчас вы самостоятельно выполните задания в рабочей тетради. 1 в. Выписать словосочетания прил.+сущ., выделить окончания, определить род. 2 в. Списать текст, выделить окончания у существительных и определить род. | Выполнят задания в рабочей тетради. | УУД: сформировать навык определения рода существительных, опираясь на выведенные способы. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Работа в тетради. Задания по выбору с последующей взаимопроверкой. |
7 | Контроль и оценка. | Сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | -Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? Главное? -Какие знания вы открыли? -Какие способы определения рода имени существительного мы узнали? -Какой способ вам понравился больше? - По какому плану работали? План: 1)Подбираем вопросы к словам кто? что? 2)Думали что слово обозначает. 3)Подбирали слова - он мой, она моя, оно мое 4)Определяли род (м. р., ж. р., ср. р.) -Научились мы определять род имени существительного? - Нужен будет нам план еще? | Подводят итог урока. | Личностные УУД: -положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: -умение контролировать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: -критерии оценивания, самооценка. |
8 | Рефлексия. | Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. | -А какое задание было наиболее трудным на уроке? -Почему? -Как преодолевали трудности? -Оцените свою работу. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 -И может сегодня на уроке кто то из вас понял, как род имени существительного влияет на род имени прилагательного? -Нам есть чему учиться на следующих уроках! | Оценивают свою работу за урок. | Личностные УУД: -осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД: - умение сравнивать, делать выводы. Предметные УУД: - применение новых знаний в жизненных ситуациях. УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Самооценка УУД: формирование умения понимать причину успеха в учебной деятельности. |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | | - На дом вам будет задано упражнение Уч. С. 49, упр. 29. (Вставить пропущенные буквы. | | |