В нашем веке возможность изучать и заниматься робототехникой появилась не только у взрослых, но и у детей! Если раньше мы с этим сталкивались лишь в сознательном возрасте, то сейчас детство ребёнка неразрывно связано с современными технологиями. Актуальность проблемы состоит в том, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения не стоят на месте, они всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают искренний интерес детей к современным технологиям. Инженерные объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети с раннего возраста проявляют внимание к механическим игрушкам. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам в области робототехники на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте ознакомить детей с основами строения технических объектов.
Робототехника успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Цель введения занятий по робототехнике на начальном этапе - реализация интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Робототехника решает несколько задач: познавательную, образовательную, развивающую, воспитательную. Для того, чтобы осуществить общение маленького человека и первых роботов Дивеевская средняя общеобразовательная школа заключила соглашение о сотрудничестве с детским садом "Солнышко", на основании которого дошколята посещают компьютерный класс "Точки Роста" по технической направленности.
Главный метод, который используется при изучении робототехники - это метод проектов.
Образовательная робототехника стала ближе к детям-дошкольникам. В этой деятельности дети все мотивированы довести работу до конца, проявляют большую активность, т.к. они играют созданными моделями роботов. При затруднениях, непонимании и неумении ребята обращаются к взрослому, и открыты к восприятию его объяснений, т.к. у них возникает реальная потребность в инструкциях взрослого. Возникает настоящий диалог между партнерами в практической деятельности. При анализе итогов детской деятельности по робототехнике проявились высокие темпы развития творческих способностей и самостоятельности ребенка, его результативность.
Конструирование – это одно из инновационных средств. Образовательная деятельность по робототехнике с детьми строится на комплексно-тематическом, событийном, опытно-экспериментальном принципах организации деятельности ребенка. Смоделирован образовательный процесс, который в своей структуре отражает содержание, формы, методы, приемы и диагностику развития технических способностей средствами образовательной робототехники.
Основные формы и методы образовательной робототехники:
рассказывание сказок, рассказов;
просмотр презентаций, настольного театра, видеороликов;
беседа о сборке робота, объяснение;
изучение схемы;
совместная работа по выполнению задания по инструкции;
сюжетно-ролевая игра моделями роботов, поощрение;
творческое моделирование;
выполнение вариативных заданий по сборке модели;
соревнования моделей роботов;
разработка и реализация проекта.
Организация непрерывной образовательной деятельности по робототехнике состоит из 3 этапов:
Вводный этап – создание мотивации у детей; опора на личный опыт детей; использование настольного театра и анимации, видеопросмотр; введение персонажа; рассказывание сказок, притчи, басен; обеспечение условий.
Основной этап – инструктаж по сборке модели робота; ознакомление с деталями; чтение схемы, чертежа; обдумывание, обговаривание; сборка модели; создание своего варианта робота с дополнением или изменениями.
Заключительный этап – осмысливание итогов деятельности; оценка модели, ее возможностей; игра роботами; по ситуации – замена деталей, изменение поведения модели; анализ достижений и возможных путей решения проблем.
Так зачем же нужна ребёнку робототехника?
1. Вы можете наблюдать, как ребенок выстраивает собственную траекторию обучения, потому что робототехника предоставляет ему открытую платформу для творчества и экспериментов. Робототехника может стать стартовой площадкой для школьников, горящих техническими науками. Сам процесс роботостроения позволяет развить несколько компетенций за раз, более того, применить свои практические навыки сразу в нескольких дисциплинах. Удивительно наблюдать, как любовь детей к определенному предмету растет благодаря новым возможностям. И даже у тех, кто не горел особыми чувствами к математике или физике. Некоторые из учеников проявляют интерес к 3D-печати, программированию, и даже доходят до любимых занятий юности их родителей и дедушек - разбору и сборке бытовой техники (чей папа в детстве не разбирал радио или часы?).
2. Робототехника – это предмет, где требуется слаженная работа в команде, и где каждый ученик сможет взять на себя роль, которая удается ему лучше всего. Кто-то быстро схватывает задачу и хорошо выражает свои идеи на бумаге, есть ученики, которые ведут себя "тише", но отлично кодируют, выполняют технические задачи и даже поддерживают дисциплину в команде, напоминая, что надо сосредоточиться на задаче. Благодаря объединенной работе оба типа учеников развивают свои качества, выражают идеи и создают наилучший конечный результат. Умение понимать в чем твоя сильная сторона, кооперироваться и договариваться будут иметь важное значение в жизни детей, независимо от того, станут ли они художниками, бизнесменами, менеджерами или инженерами.
3. Робототехника может научить школьников, как работать на разных технологических и информационных платформах. Социальные медиа стали частью нашей повседневной жизни, и использование их для школьников сегодня так же естественно, как пользоваться ручкой и карандашом. Робототехника учит не только развивать свои "математические мышцы", но и может показать, как "серфить" в Интернете или грамотно вести переписку. Дети получают опыт написания эффективных сообщений для различных аудиторий – а этот навык важен каждому, независимо от карьеры.
4. Преподавание робототехники в классе может создать чувство общности, которое расширится до сообщества в его полноценном понимании. В России есть школы, ученики которых уже представляли своих роботов на региональных и международных выставках и конкурсах. Это их "минута славы", их продукт, в который они вложили усилия, так что необходимость ради такого поработать и взять на себя ответственность становится не препятствием, а, наоборот, стимулом. Благодаря указанным возможностям, школьники начинают рассматривать робототехнику как нечто большее, чем просто проект для оценки, а скорее как инструмент, который может вдохновлять других.
5. Робототехника учит навыкам командной работы – это факт, причем педагогически полезный. Понятно, что не все ваши ученики собираются пойти работать в Роскосмос или хотя бы пойдут учиться в МГТУ им. Баумана. Тем не менее, навыки командной работы и понятие личной ответственности, приобретенные на уроках робототехники, они будут использовать в течение всей жизни. Когда учащиеся работают в группах над проектом, они видят, что технические навыки и кодирование важны. Однако их робот не будет двигаться, если они не знают, как сотрудничать с другими участниками и сообщать свои идеи.
Мы живем в XXI веке, и этот факт вносит свои коррективы в современное образование. Нашим детям предстоит занять другие должности, по-другому общаться и уметь делать другие вещи, чем мы с вами. Наша задача: не мешать, а поддержать и направить!