Родительское собрание на тему «Давай поговорим» в 8 «А» классе.
Цель собрания: сохранение психологического климата в семье через разрешение конфликтных ситуаций.
Задачи собрания:
Помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье, посредством деловой игры.
Через разыгрывание различных конфликтных жизненных ситуаций способствовать осмыслению этих ситуаций и путей выхода из них.
Форма проведения собрания: деловая игра.
Подготовительная работа к собранию:
Работа со школьным психологом по подготовке теоретического материала;
Подготовка памятки для родителей;
Изготовление пригласительных листов для каждой семьи.
Изготовление шаблонов подковы для МК
Количество заданий на этапе зависит от количества человек в классе.
Необходимо, что бы каждый был охвачен индивидуальным заданием.
За две недели до собрания в каждую семью раздаются пригласительные листы с темой собрания, временем и местом проведения.
Оборудование: карточки из цветной бумаги по числу подгрупп; надписи на доске с высказываниями знаменитых людей по данной теме; ножницы, клей, нитки толстые, декоративные принадлежности для декора.
ХОД СОБРАНИЯ
Семья создает безопасное пространство для каждого члена семьи, чтобы он мог расти и развиваться, становясь тем человеком, которым ему суждено быть.
Добрый день, дорогие друзья, родители!
Тема нашего родительского собрания: «Давай поговорим».
План собрания:
Деловая игра «Давай поговорим»
Успеваемость
Мастер класс «Подкова семейного счастья»
Наш регламент по времени 1 час 30 минут.
Мы сегодня посвящаем наше собрание проблеме всех времен и народов, одной из самых древних проблем на земле, проблеме взаимопонимания между родителями и детьми. Ведь еще Сократ (470-399 гг. до н.э.) говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».
Мы сегодня собрались для того, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: можно ли решить проблему между родителями и детьми не доводя решение вопроса до конфликта, кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?
В качестве независимых экспертов мы пригласили директора школы и школьного психолога. Они помогут нам, в обсуждении проблем, а так же будут следить за соблюдение отведенного времени для участников игры.
Итак, наша игра называется «Давай поговорим», а в каждой игре есть свой правила. Перед началом собрание вам и вашим детям были розданы цветные карточки, цвет вашей карточки совпадает с цветом карточки вашего ребенка, количество цветов соответствует количеству этапов игры.
В нашей игре будет 3 этапа, на каждом этапе будут предложены определенные задания. Сейчас я попрошу пройти за круглый стол участников у кого карточки красного цвета.
1этап: называется «Кто есть кто?» см.Приложение 1
Пока участники готовятся, поговорим о том какие вопросы и проблемы чаще всего родители, и дети просят помочь разрешить, какие проблемы наиболее актуальны и совпадают ли они с теми проблемами, которые мы наблюдаем в нашем классе.
Прибегнем, к статистике, как оказалось в основе жалоб родителей наиболее распространенная на то, что сын или дочь ничем не хотят заниматься, ничего им не интересно кроме прогулок, музыки и увлечений молодыми людьми, превратили свою комнату в хлев, не хотят убирать за собой вещи, начали систематически лгать.
А подростки говорят о том, что родители не желают считаться с тем, что они уже выросли, достают своими мелкими придирками, желают контролировать с кем и как они проводят время. Именно эти «мелочи», по отношению к которым взрослые занимают часто диаметрально разные позиции, становятся источником многих по-настоящему серьезных конфликтов детей и взрослых. Это мешает нормальному семейному общению.
Время для первого задания у нас вышло, и давайте сейчас выясним для начала у наших участников, что вкладывают они в понятие «Ребенок» и в понятие «Родитель», может уже здесь кроется непонимание?
2 этап: называется: «Услышь и пойми меня». См. Приложение 1
За круглый стол приглашаются пары у кого карточки синего цвета.
Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты на обсуждение 5 минут на каждую пару.
3 этап: называется: «Ты чудо» (см. Приложение1.)
За стол приглашаются участники у кого карточки оранжевого цвета.
Пока работают пары, мне хотелось бы опять сказать несколько слов.
Сейчас я вам хотела бы раздать памятки (см. Приложение 2.), в которую мы включили 3 формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:
Ну а сейчас слово предоставляется нашим участникам и пусть первыми зачитают свои оды ребята.
Каждый из ребят начал зачитывать слова восхищения и благодарности своим родителям. Обстановка в зале достигла эмоционального единения, у мам и у девочек на глазах слезы, отцы и мальчишки нахмурились. Мамы так расчувствовались, что не смогли прочесть до конца свои оды.
Слово предоставляется нашим экспертам.
Подвести итог игры хотелось бы словами поэта Э.Асадова:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Родители ответьте пожалуйста на такой вопрос, давно ли Вы с ребенком, что-то делали вместе?
Предлагаю исправить ситуацию и выполнить работу вместе со своим ребенком. Ребенок будет вам помогать или вы ребенку, договоритесь уж в процессе.
Мастер класс «Подкова семейного счастья»
Всем известно, что подкова — древний и самый известный талисман, приносящий в дом удачу, успех, богатство.
Участники родительского собрания усаживаются за общий стол. На столе лежат заранее подготовленные шаблоны и материал для творчества.
Этапы выполнения работы:
Обмотать шаблон подковы нитками;
Украсить подкову декоративными материалами (бусины, стразы, шишки, веточки, ягодки, ленты и т.д…)
В ходе выполнения творческой работы, я рассказываю интересные факта о символике и хранения подковы в доме. (см. Приложение 3.)
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Выставка творческих работ участников родительского собрания. (см. Приложение 4.)
Результатом родительского собрания стало, сближение родителей и детей. В ходе работы наблюдалась благоприятная обстановка и атмосфера. Родители легко взаимодействовали с детьми и договаривались о последующей работе. Со стороны было мило наблюдать за процессом. Проводя такие родительские собрание на сердце остается теплые и согревающие эмоции. А ведь правда, мы мало уделяем времени своим детям. Погрузли в груде домашних забот и работе. В настоящее время это действительно проблема. Нужно всегда находить время для своих близких. По окончанию МК, родители и дети остались под впечатлением. Одна из родителей сказала: «Оказывается делать с ребенком что-то вместе-это так приятно и здорово!». Когда слышишь такие слова, то смело можно сказать, что данное родительское собрание привело к положительному результату. Пусть все дети и родители всегда находят время друг для друга и не важно сколько вам лет, главное вместе!
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Морозу песню дети не запоют.
Привет, с Новым Годом!
Приходит Новый Год к нам.
И можно свободно ожидать чего угодно.
Только где носит того седого старика,
Который детям подарки достает из рюкзака.
Эй, Дед Мороз, приходи, тебя заждались мы.
И песню твою меня заказывать достали.
Покажись нам, не нервируй детей,
Мы крикнем: Дед Мороз, э-ге-гей!
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Мороза дети хором не позовут.
Ну а теперь все вместе
Давайте позовем Деда Мороза!
Нет, вам надо кричать очень дружно!
Три-четыре! - Дед Мороз!
Еще! - Дед Мороз! -
Слышу, слышу! - Дедушка Мороз!
Собственно!
Я Дед Мороз, борода из ваты,
Я уже слегка поддатый.
Мне сказали меня здесь ждут,
Значит, будем догоняться тут.
Налейте мне вина побольше,
Мне везти подарки в Польшу
С мешком в руках
И в скороходах-казаках.
Танцуем рядом с елкой,
А может быть сосной.
Простите, только нет сейчас
Снегурочки со мной.
Мы вместе шли с Камчатки,
Но она ушла на блядки.
Значит будем без нее,
Что же делать, е-мое!
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Мороза дети от беды не спасут.
Как же быть, что же делать,
Будем без Мороза Деда,
Ведь я может быть умру,
А мне еще в Чили и в Перу,
Мне в Алжир, в Ниагару,
Мне в Одессу и Самару,
На Тибет, на Тайвань,
На Кавказ и на Кубань,
В Аргентину, Нидерланды,
Пожалейте мои гланды.
Граммов около двуста,
Можно даже без тоста.
Чтобы по миру метаться,
Надо потренироваться,
Тут нальют, там нальют,
Не узнают да убьют.
Вы уже все в форме,
Значит, надо быть и мне,
Щас шампанского оформим
Будем с вами наравне.
А когда станет жарко,
Начнем дарить подарки.
Славный праздник это вот:
Здравствуй елка - Новый Год
Приложение1
1этап: называется «Кто есть кто?»
Всем взрослым участникам, нужно будет, сказать какой смысл они вкладывают в понятие «Ребенок – это…», а ребятам необходимо сказать по отношению к понятию «Родитель – это…».
На все вам дается 5 минут, вы можете воспользоваться для записи листами и ручками, находящимися на столе.
«Кто есть кто?» «Ребенок – это…» | «Кто есть кто?» «Родитель – это…» |
2 этап: называется: «Услышь и пойми меня». См.
За круглый стол приглашаются пары у кого карточки синего цвета.
Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты на обсуждение 5 минут на каждую пару.
Задания для участников
1 пара
Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой. | Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться? |
2 пара
Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия? | Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень… Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение. |
3 пара
Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы… | Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождение к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями… |
4 пара
Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия? | Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение? |
3 этап: называется: «Ты чудо»
За стол приглашаются участники у кого карточки оранжевого цвета.
Вам сейчас предстоит составить хвалебную оду вам ребята для родителей, каждому родителю для своего ребенка. Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять лучшие качества. В вашем распоряжении 5 минут на написание и 2 минуты на прочтение. Вы можете воспользоваться ручками и листами бумаги, которые лежат перед вами на столе.
Приложение 2.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:
1 формула: «Держать на открытой ладони» (оказывать поддержку ребенку и лишний раз не зажимать)
2 формула «Будьте рядом, но не вмешивайтесь» (доверие и приобретение ребенком своего жизненного опыта)
3 формула «Если любишь кого, отпусти и его. Если не вернется он к тебе, то он никогда твоим не был» (Любви без свободы не бывает).
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
Приложение 3.
Интересные факта о символике и хранения подковы в доме
По одной из версий, примета о том, что подкова приносит счастье, зародилась в Древнем Египте. Лошадей для колесниц Фараона ковали золотыми подковами и, если одна из лошадей теряла подкову, человек, поднявший ее, действительно, был счастлив.
На Востоке, в Англии и Ирландии считают, что повесить подкову правильно ─ это разместить ее концами вверх внутри помещения. Так благополучие накапливается, и любовь не вытекает. В Мексике подкову украшают ленточками и обликами святых, трогать ее руками категорически нельзя. В Италии же, напротив, вешают подкову таким образом, чтобы каждый входящий задевал ее головой. На территории России практикуют все способы размещения талисмана удачи.
Символ удачи носят на теле как украшение, вешают над дверью и даже закапывают. Наиболее распространенный способ — это вешать подкову над входной дверью, так через нее попадает положительная и отрицательная энергия. Люди, желающие сохранить мир и благополучие в семье, вешают талисман в непосредственной близости от камина или печи, а при их отсутствии — над столом. Люди, которые еще не нашли свою вторую половинку, вешают подкову над кроватью.
Приложение 4.
Выставка «Подкова семейного счастья»