ПЕРВОКЛАССНые дела!
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником.
Но что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остается тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.
Надо понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребенка к школе - это процесс длительный и сложный.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от своевременно оказанной помощи самых близких и нужных людей – родителей.
Помнит, каким бы профессиональным не был бы наш учитель,
пусть он будет даже мастером … никогда без нашей помощи
ему не сделать того, что можно сделать вместе.
Все мы разные – и в этом наше богатство!!!
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.
1 Приспособление к новым условиям - огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Учитель и я, как психолог школы, стараемся сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым.
Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха («Копилка успехов»)
1. Молодец!
13. Именно этого я давно ждала.
2. Хорошо!
3. Удивительно!
25.Отлично!
14. Это трогает меня до глубины души.
4. Гораздо лучше, чем раньше.
15. Сказано здорово - просто и ясно.
26. Уже лучше.
37. Красота!
38. Как в сказке.
27. Брависсимо!
16. Остроумно.
5. Лучше, чем все, кого я знаю.
6. Великолепно!
39. Очень ясно.
28. Потрясающе.
17. Экстра-класс.
7. Прекрасно!
18. Талантливо.
40. Ярко, образно.
28. Замечательно.
8. Грандиозно!
41. Очень эффектно.
30. Поразительно.
19. Ты - одаренный.
9. Незабываемо!
31. Неподражаемо.
20. Ты сегодня много сделал.
42. Прекрасное начало.
10. Ух!!!
21. Здорово!
32. Несравненно.
43. Я знал, что тебя это по силам.
11. Поздравляю!
33. Я тобой горжусь.
22. Умница!
44. Ты на верном пути.
12. Ты - просто чудо!
34. Я просто счастлив.
23. Работать с тобой - просто радость!
45. Ты в этом разобрался.
35. Тут мне без тебя не обойтись!
24. Ты мне необходим.
46. С каждым днём у тебя получается всё лучше!
36. Я горжусь, что тебе это удалось!
47. Научи меня делать также.
48. Я сам не смог сделать лучше!
2 Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
3 Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
4 С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель . Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя.
5 Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание на режим дня.
6 Ребенок не должен панически бояться ошибиться . Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
7 Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже
САМАЯ ГЛАВНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЛЯ НАШИХ МАЛЕНЬКИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ – ЭТО НАША ЛЮБОВЬ И ВНИМАНИЕ.