Здравствуйте, уважаемые родители. Я учитель начальных классов, зовут меня Азаренко Антонина Олеговна. Я рада приветствовать Вас в нашей школе.
Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент – ваш ребёнок сделает первый шаг по лестнице школьной жизни. Всем вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет ребёнок учиться в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.
Для того, чтобы ваш ребёнок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учёба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику ещё до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков.
От родителей очень часто можно услышать фразу «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта».
Но хочу обратить внимание на то, что девизом сегодняшнейго выступления мы взяли высказывание выдающегося детского психолога с мировым именем Венгер Леонида Абрамовича
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Моё выступление будет посвящено речевой готовности к обучению.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.
Очень важно, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой ребёнок должен
Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
Знать все печатные буквы алфавита;
Знать разницу между гласными и согласными звуками;
Уметь определять место звука в слове;
Уметь составлять рассказ по картинке;
Уметь составлять несколько предложений о предмете;
Уметь последовательно передавать содержание сказки;
Различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
Отгадывать загадки.
Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в звукопроизношении, фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость по предметам.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Чтение сказок даже помогут развивать память и восприятие, логику, мышление. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий. Ребёнок, идущий в школу, должен знать самые распространённые русские народные сказки и пересказывать их.
Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие речевые игры.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что читающему ребенку было бы легче. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать. Скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Очень хорошо, если будущие школьники умеют читать хотя бы по слогам.
Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, разделяйте слова на слоги или звуки.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению так же является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти
Будущий первоклассник должен уметь:
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
лепить из пластилина и глины;
клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!
Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш Развитая моторика не только помогает выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, вырезайте; используйте игры на застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент;
-перекладывание мелких игрушек; закручивание и раскручивание гаек; перебирание крупы;
создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Уважаемые родители будущих первоклассников!
Главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Своё выступление мне хотелось бы закончить притчей о четырёх свечах.
Притча о четырех свечах.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: "Я - Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала: - «Я - Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла: - «Я - Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких». И эта свеча угасла.
Вдруг в комнату вошел ребенок и увидел три потухшие свечи. Он испугался и заплакал: - «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Взволнованная четвертая свеча сказала: - «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда".
Эта притча призывает никогда не терять надежды. Пусть свет надежды не гаснет никогда в ваших сердцах!
Моё жизненное кредо: «Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама».
Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
И вот уже более 20 лет я вместе со своими учениками переступаю порог школы и поднимаюсь по лестнице Знаний. Приятно видеть, что уже за партами сидят дети моих первых учеников. Но главное, к чему я стремлюсь - преподать ученикам самую трудную на свете науку – быть людьми. И тогда в их сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках. Желаю чтобы самые первые шаги вашего ребёнка, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и для всех членов вашей семьи радостными и уверенными!
Всякий ребёнок от природы талантлив, и моя основная задача- помочь таланту раскрыться. Для этого я использую разные пути: игры, творческие задания, праздники, прогулки. Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем, одноклассниками. Всегда стараюсь в своей работе создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучаю помогать друг другу. Стараюсь, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет ему казаться обидной. Мое общение с детьми – это душевная ласка, соединенная со строгостью.
Дорогие родители! Успех вашего ребенка зависит: от профессионализма учителя, не только от его индивидуальных особенностей, но и очень большой степени от участия и поддержки родителей, не только в первый, адаптационный период, а и на протяжении всего времени обучения.
Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова
Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»
а) а-а-а, о-о-о, у-у-у…
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у…
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут…
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук…
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то…
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи…
Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)
1. Учитель: аист, Оля, Аня
Ребёнок: аист, Аня
2. Учитель: Петя, игра, сок
Ребёнок: Петя
Игра «Звуковая цепочка»
Например: весна-автобус-слон…
Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Учитель-логопед говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово.
Например: ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока
Задание «Что изменилось?»
Учитель-логопед произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось.
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук-так, тук-стук, ветер-вечер.
Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»
Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»
Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: (быстро, чётко, громко, выразительно)
*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса
Игра «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.
Игра «Животные и их детёныши»
у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок
Игра «Кто как разговаривает»
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т.д.
Игра «Кто как передвигается?»
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.
Игра «Кто, чем занимается?»
строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.
Игра «Горячий – холодный»
. Можно предложить детям составлять предложения со словами.
Игра «Лови и бросай, да цвета называй»
Красный мак, огонь, флаг…
Оранжевый апельсин, морковь…
Жёлтый солнце, репа…
Зелёный огурец, трава, лес…
Голубой небо, незабудки…
Синий море, колокольчик…
Фиолетовый слива, сирень…
Игра «Что бывает круглым?»
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
Игра «Кто кем был?»
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т.д.
Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.
Задание: подобрать родственные слова (по картинкам)
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ
Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше)
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.