Особенности межличностных отношений родителей и подростков
От 10-12 - младший подростковый возраст
От 13-15 - старший подростковый возраст
Портрет современного подростка
Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.
Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…
упрямство,
трудный возраст,
кризис,
переходный возраст,
конфликт,
проблемы,
взросление
Подросток постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…
… .не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.
Причины вызывающего поведения подростков
- НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ
- ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
- ОТСУТСТВИЕ ДУШЕВНОЙ БЛИЗОСТИ
- Кем хочет стать?
- Любимые фильмы
- Любимая игра
- Любимая музыка
- Лучший друг (подруга)
- Любимый предмет (урок)
- Виолетта
- 1. Врач
- 2. Грозная семейка
- 3. Симс
- 4. Аэлита, Настя
- 5. Математика
- Аэлита
- 1. Продавец
- 2. Охотники за приведениями
- 3. К.Страйк
- 4. Виолетта
- 5. Технология
- Настя
- 1. Врач
- 2. Проклятье Аннабель
- 3. Симс
- 4. Виолетта
- 5. Русский язык
- Уруйдаана
- 1. Врач
- 2. Призрак
- 3. К.Страйк
- 4. Виолетта
- 5. Русский язык
Общение с подростком
ТИПИЧНАЯ
ФРАЗА
КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ
«Ты должен учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Ты должен уважать старших!»
«Ты должен слушаться учителей и родителей!»
«Ты лжец!», «Ты опять врёшь!»
Общение с подростком
ТИПИЧНАЯ
ФРАЗА
КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ
«Ты должен учиться!»
«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»
«Ты должен думать о будущем!»
«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
«Ты должен уважать старших!»
«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»
«Ты должен слушаться учителей и родителей!»
«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»
«Ты лжец!», «Ты опять врёшь!»
«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду».
«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»
Рецепт «Общение подростка с родителями»
взять принятие,
добавить к нему признание,
смешать с определенным количеством родительской любви и доступности,
добавить собственной ответственности,
приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Главные принципы родительского воспитания
- любят несмотря ни на что
2) Значимость ребенка:
- признание в семье
- уверенность в себе, достоинство
- ласка, объятия, тактильный контакт
- найти время на общение в любую минуту
- Ответственность и самодисциплина:
- быть ответственным
7) Авторитет родителей:
- желание подростка говорить правду родителям
Рекомендации «Принципы толерантного общения»
ДАЙТЕ СВОБОДУ!
НИКАКИХ НОТАЦИЙ!
ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС!
УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ!
НЕ НАДО ОБИЖАТЬ!
БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ!
Для ребёнка важен любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п.
Очень важны разговоры О ЧУВСТВАХ – для понимания причин поступков.
Не забывайте
ласково прикасаться к своим детям и спрашивать о самочувствии!
Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы , ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только потому, что мама и папа требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше ; это поведение не становится для него ценностью и нормой.
Обращайтесь к ребёнку с ПРОСЬБАМИ! Это важно!
Если вместо ПРИКАЗОВ будут чаще звучать ПРОСЬБЫ, ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что они хотят помочь ему сформировать характер и выработать свою линию поведения.
Главное
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее! Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка, а не за хорошую учёбу и приличное поведение. Любите его за то, что он ЕСТЬ!
Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Я», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.
Спасибо за внимание!