Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рекомендовано для утверждения Руководитель ШМО ___/Подшибякина И.А. ФИО Протокол от «29» августа 2016 года № 1 | Согласовано Заместитель директора по УВР ________/Болгова Н.В___ ФИО «30» 08 2016 г | Утверждено Директор школы ______/Ченская С.В./ ФИО Приказ от «31» августа 2016 года № 280 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Родной край - Хакасия»
общеинтеллектуальное направление
для 6 класса
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ:
Белова Елена Николаевна
учитель географии
г. Черногорск
2016 г.
Пояснительная записка
Название: «Родной край – Хакасия».
Вид: внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление.
Уровень: основное общее образование
Модифицированная программа внеурочной деятельности «Родной край - Хакасия» разработана на основе авторской программы Анжигановой Л.В., Зеленецкой Т.И. с корректировкой.
Актуальность. Содержание программы курса «Родной край - Хакасия» направлено на формирование представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.
Курс «Родной край – Хакасия» способствует решению основной цели
формирование у учащихся представлений о неоднородности различных территорий Земли на примере Республики Хакасия.
Основные задачи:
формировать знания учащихся о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Республики Хакасия;
формировать знания о сферах Земли, их структуре, географических закономерностях их развития, природных условиях и ресурсах жизни и деятельности населения на примере Республики Хакасия;
рассмотреть взаимоотношения людей и природы в Хакасии;
познакомить учащихся с этническими, культурно-бытовыми особенностями населения Республики Хакасия;
познакомить учащихся об особенностях природопользования в Хакасии;
научить умению работы с планом, картой, приборами и инструментами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения краеведения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компе-тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения краеведения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
2) первичные представления о пространственно-географическом положении малой Родины;
3) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
4) владение этнографическим компонентом своего региона;
5) начальные умения и навыки работы с топонимическим материалом своего региона;
6) общие представления об истории возникновения малой
Содержание курса
6 класс (33 часа)
Введение (4 ч.)
Географическое положение Республики Хакасия. Вид из космоса. Карта Хакасии. Географические координаты г.Абакан, г.Черногорск и других объектов. Ученые-исследователи Хакасии. Символы Республики Хакасия.
Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Республики Хакасия (7 ч.)
Формирование рельефа. Современный рельеф. Орографические районы: Кузнецкий Алатау, Западный Саян, Абаканский хребет, Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина. Кряж. Отрог. Горы-гольцы. Цирки. Кары. Троги и морена. Карстовые формы рельефа республики.
Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории республики. Уголь. Золото. Железная руда. Мрамор. Нерудное минеральное сырье.
Практические работы: 1.Определение по карте высоты гор и нанесение на контурную карту. 2. Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Республики Хакасия. 3. Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых республики.
Тема 2. Водные ресурсы Республики Хакасия (6 ч.)
Реки Хакасии: Енисей, Абакан, Чулым. Озера: Шира, Иткуль, Белё. Водохранилища Красноярское и Саяно-Шушенское. Подземные воды. Минеральные источники. Ледники. Водохранилища. Их использование человеком. Рациональное водопользование.
Практические работы: 1. Изображение на карте крупных рек, озер, минеральных источников, водохранилищ 2. Характеристика реки.
Тема 3. Погода и климат Республики Хакасия. Времена года (4 ч.)
Наблюдение за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Годовой ход температуры. Засухи. Особенности времен года. Народные приметы.
Практические работы: 1. Календарь погоды. 2. Построение графика средних температур воздуха за наблюдаемый период. 3. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля, количества осадков и направления ветра в республике.
Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Республики Хакасия (7 ч.)
Природные комплексы Хакасии. Основные типы почв на территории Хакасии. Современные природно-растительные формации. Горная темнохвойная тайга. Горная светлохвойная тайга. Равнинная тайга. Лесостепь. Степь. Широтная зональность. Высотная поясность. Лекарственные травы. Эндемики. Красная книга Хакасии. Памятники природы: заповедник Хакасский.
Практическая работа: 1. Нарисовать растения и животных, занесенных в Красну книгу Хакасии.
Тема 5. Население и народы Республики Хакасия (5 ч.)
Хакасия– многонациональный регион России. Коренные жители края – хакасы. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Верования. Фольклор. Занятия.
Крупнейшие народы – русские, украинцы, татары. Культурно-бытовые особенности.
Городское и сельское население Хакасии. Хозяйственная деятельность населения. Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых.
Практические работы: 1. Разработать маршрут и составить текст экскурсии по г.Черногорску..
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
18 | 15 |
Формы аттестации: защита творческой работы, устное собеседование.
Требования к знаниям и умениям
Называть и (или) показывать:
основные источники получения географической и краеведческой информации;
дату образования и площадь республики в сравнении с другими регионами и странами;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ Республики Хакасия;
границы республики, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница республики, ее протяженность;
основные тектонические структуры земной коры, причины нарастающей сейсмической активности;
основные формы рельефа и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;
основные формы рельефа (орографические структуры) и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;
месторождения полезных ископаемых, современное изучение территории области и новые месторождения открытых ископаемых;
климатообразующие факторы, характеристику резко континентального климата и основные фенологические явления в природе по временам года;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.);
крупнейшие реки, озера, водохранилища республики;
примеры озер, происхождение котловин озер;
распространение основных типов почв;
природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедник, Красную книгу Республики Хакасия;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
источники и виды загрязнений окружающей среды;
меры по охране атмосферы;
экологические проблемы родного края;
численность и естественное движение населения;
национальный состав населения, коренные народы Хакасии, религии, их распространение;
экологические проблемы родного края;
Определять и (или) измерять:
географические координаты, направления, расстояния (по карте);
местное время своего населенного пункта по сравнению с другими;
температуру, годовую амплитуду температур по статистическим данным, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи метеоприборов.
Описывать:
географическое положение объектов;
элементы ландшафта местности: рельеф, климат, почвы;
растительность:
животный мир;
реку, озеро, болото;
населенный пункт.
Объяснять:
сущность основных научных и краеведческих понятий и терминов;
особенности рельефа территорий, связанные с деятельностью ветра, поверхностных текучих вод, геологического строения и тектоники, составом горных пород;
сочетания полезных ископаемых;
различия в климате территорий, свойства основных воздушных масс, формирующих климат республики;
особенности питания и режима рек;
различия в почвенном плодородии территорий, связанные с особенностями растительного покрова, сочетания тепла и влаги;
различия растительного и животного мира территорий;
особенности экологических ситуаций отдельных районов.
Учебно-тематическое планирование
6 класс (33 часа)
№ | Тема занятия. | Количество часов. | Дата |
|
Введение (4 часа) |
1 | Особенности местоположения Хакасии на карте России. | 1 | 02.09 |
2 | Географические координаты г.Абакан, г.Черногорск и других объектов | 1 | 09.09 |
3 | Символы Хакасии. | 1 | 16.09 |
4 | Путешественники и исследователи Хакасии. | 1 | 23.09 |
Рельеф и минеральные богатства Республики Хакасия (7 ч.) |
5 | Рельеф и его формирование | 1 | 30.09 |
6 | Орографические районы Хакасии | 1 | 07.10 |
7 | Практическая работа № 1 «Определение по карте высоты гор и нанесение на контурную карту» | 1 | 14.10 |
8 | Практическая работа № 2 «Характеристика форм рельефа по плану» | 1 | 21.10 |
9 | Образование полезных ископаемых на территории республики | 1 | 28.10 |
10 | Практическая работа № 3 Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых республики | 1 | 11.11 |
11 | Природные достопримечательности | 1 | 18.11 |
Водные ресурсы Республики Хакасия (6 ч.) |
12 | Реки Хакасии | 1 | 25.11 |
13 | Озера. | 1 | 02.12 |
14 | Минеральные источники, использование их человеком | 1 | 09.12 |
15 | Практическая работа № 4 Изображение на карте крупных рек, озер, минеральных источников, водохранилищ | 1 | 16.12 |
16 | Практическая работа № 5 Характеристика Енисея, реки Абакан. | 1 | 23.12 |
17 | Природные достопримечательности | 1 | 13.01 |
Погода и климат Республики Хакасия. Времена года (4 ч.) |
18 | Наблюдение за погодой. Практическая работа № 6 «Календарь погоды» | 1 | 20.01 |
19 | Климатообразующие факторы Практическая работа № 7 «Построение графика средних температур воздуха за наблюдаемый период». | 1 | 27.01 |
20 | Практическая работа № 8 «Построение розы ветров в Хакасии». | 1 | 03.02 |
21 | Времена года. Народные приметы | 1 | 10.02 |
Почвы. Растительный и животный мир Республики Хакасия (7 ч.) |
22 | Развитие органической жизни в геологическое время | 1 | 17.02 |
23 | Основные типы почв на территории Хакасии | 1 | 03.03 |
24 | Современные природно-растительные формации. Тайга, лесостепь, степь. | 1 | 10.03 |
25 | Высотная поясность | 1 | 17.03 |
26 | Редкие и исчезающие растения и животные | 1 | 07.04 |
27 | Охрана растительного и животного мира. Красная книга | 1 | 14.04 |
28 | Практическая работа № 9. Оформить буклет растений и животных, занесенных в Красну книгу Хакасии. | | 21.04 |
Население и народы Республики Хакасия ( 5 ч.) |
29 | Хакасия – многонациональный регион России. Коренные жители Хакасии | 1 | 28.04 |
30 | Городское и сельское население Хакасии | 1 | 05.05 |
31 | Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых. | 1 | 12.05 |
32 | Практическая работа № 10. Разработать маршрут и составить текст экскурсии по г.Черногорску. | 1 | 19.05 |
33 | Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия» | 1 | 26.05 |