ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
«Роль экскурсионной деятельности в формировании духовно-нравственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(Выступление на педсовете)
Ларченко Н. А.
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Белгород, 2016г.
Слайд 1.
Роль экскурсионной деятельности в формировании духовно-нравственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам»
— В. А. Сухомлинский.
Слайд 3.
Главной целью внеурочной деятельности нашей школы является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработано на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Слайд 4.
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Слайд 5.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.
Слайд 6.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Слайд 7.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое
Слайд 8.
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Слайд 9.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Слайд 10.
Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Слайд 11.
Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед, внеклассного чтения, игр, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, и т.д.
На занятиях дополнительными видами деятельности (внеурочной деятельности) педагоги стараются раскрыть у воспитанников такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы.
Процесс воспитания, направленный на развитие воспитанников, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.
Подводя итоги 1 четверти, следует отметить то, что все воспитатели, работающие с воспитанниками среднего и старшего возраста большое внимание уделяли именно духовно-нравственному воспитанию.
Слайд 12.
Используя в своей работе различные методы и приёмы дополнительных видов деятельности (внеурочной деятельности), воспитатели средних и старших классов работали по программам «Человек среди людей» (беседа), «Мудрость на страницах книг» (внеклассное чтение), «Мир, в котором я живу» (экскурсия), «Игровая мастерская» (игра), «Умелые руки не знают скуки» (бытовой труд).
Слайд 13.
Отмечу, что наиболее плодотворной была работа по программе «Мир, в котором я живу».
Слайд 14.
Целесообразность данного направления программы заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитию обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Слайд 15.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры;
- коррекция нарушений устной речи учащихся.
Слайд 16.
Воспитанники должны знать:
- какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии; - о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать; - нормы поведения в социуме; - памятные даты воинской славы России; - названия мест и терминов, связанных с темой экскурсии; - правила поведения во время экскурсии; - об особенностях животного и растительного мира своего края; - о взаимоотношениях между людьми, отношении человека к труду, природе, животным.
Слайд 17.
Воспитанники должны уметь:
- работать с литературой, киноматериалами, источниками сети Интернет; - создавать небольшие экспозиции; - делать выводы, умозаключения; - находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; - самостоятельно пользоваться словесной речью, назвать места и термины, связанные с темой экскурсии; - наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке; - понимать смысл изучаемого материала, приобретать новые знания; - изготавливать альбомы, стенды, рисунки; - участвовать в организации выставок собранных коллекций или поделок из природных материалов; - написать отчет, сочинение, участвовать в беседах по теме прогулки, экскурсии.
В течении 1 четверти было проведено большое количество экскурсий, прогулок, музейных уроков.
Слайд 18.
В начале сентября Белгородский зоопарк посетили воспитанники следующих классов: 3-Г, 5-Г, 7-В, 7-Г, 5-А, 12-Г (воспитатели Берёзко, Нерубенко, Топунова, Гонская, Манаева, Манакова, Евстигнеева);
Слайд 19.
8-В, 8-Д, 10-А, 10-В, 10-Г (воспитатели Анисенко, Кузьмина, Маркова, Ларченко, Кудрявцева).
Целью экскурсии было знакомство с разнообразием обитателей зоопарка;
задачи экскурсии:
- закреплять в активном словаре названия животных, их детёнышах;
- развивать мышление, речь, слуховое восприятие и внимательность; - воспитывать интерес к миру животных.
Слайд 20.
Не менее интересной была экскурсия в крестьянско-фермерское хозяйство «Золотая подкова» Евгения Владимировича Биличенко в село Пушкарное, которую организовали воспитатели Манаева Л. С. и Топунова Е. А. Воспитанники не только узнали много нового о пасеке и пчеловодстве, лошадях и уходу за ними, но и отведали душистого мёда с ароматным чаем на травах.
Слайд 21.
Воспитатели Полуэктова, Маркова, Выглазова организовали и провели экскурсию с воспитанниками своих классов в Белгородский государственный музей народной культуры.
Слайд 22.
Воспитатели Маркова, Анисенко, Ларченко организовали экскурсию с воспитанниками 8-10 классов на «Выставку занимательных наук Энштейна», экспозиция которой располагалась в Белгородском государственном историко-краеведческом музее.
В Музее Эйнштейна воспитанникам можно было пострелять из воздушной пушки, из двух лиц сделать одно, посидеть на стуле с гвоздями, чтобы почувствовать себя йогом, завязать шнурки без помощи рук, поуправлять колесом-гироскопом, разгадать секреты пирамиды, побывать в мыльном пузыре, прикоснуться к «молнии», изучить хаотический маятник, построить мост без единого гвоздя.
Таким образом, воспитанники, как посетители выставки, смогли практически доказать многие факты, о которых знали раньше только из школьных учебников. Практика гораздо нагляднее и увлекательнее теории, тем более для детей!
Планирование работы по дополнительным видам деятельности (внеурочной деятельности) ведётся с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся классов.
Слайд 23.
Воспитатели Топунова, Полуэктова, Рак, Маркова, Ларченко, Кудрявцева вместе с воспитанниками своих классов участвовали в фотосессии для выпускных альбомов, организованной Филимоновой И. Е.
В процессе мероприятия педагоги провели для воспитанников экскурсию по улицам города, знакомство с его достопримечательностями что, безусловно, помогает пробуждению и развитию любви и уважения к своей стране, родному городу, принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей.
Таким образом, духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ содействует проведение целевых прогулок, экскурсий, поездок и походов, а так же целенаправленное и систематическое формирование у воспитанников нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения; развитие умения самостоятельно определять форму поведения в различных жизненных ситуациях, формировать гражданское самосознание.
Слайд 24.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Ни какие уставы и программы, ни какой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман,
не может заменить личности в деле воспитания»
К.Ушинский
Слайд 25.
Использованные ресурсы:
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения, Учебное пособие. Мн.: Изд-во «Университетское», 2000г.
http://docme.ru/doc/459183/prezentaciya#expanded:on
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/07/01/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya
https://infourok.ru/ekskursii-dlya-detey-s-ovz-958646.html