ДОКЛАД
на Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную 65-летию ученических производственных бригад
«Роль и место ученических производственных бригад в формировании инновационного имиджа села»
Заместитель директора по воспитательной работе,
учитель химии МКОУ СОШ № 3
ст. Бекешевской Предгорного округа
Ставропольского края
Асланова Заира Инальевна
На современном этапе развития образования проблема социально-профессиональной ориентации в сельской школе как системы развития профессионального потенциала села является актуальной. Изучение социологической, психологической и педагогической литературы, анализ статистических данных показал, что данная проблема может быть рассмотрена социальном и индивидуальном аспектах. В социальном аспекте она связана с потребностью общества, с одной стороны, в компетентных работниках, владеющих профессиональными знаниями, умениями и навыками, заинтересованных в раскрытии своего трудового, профессионального, личностного потенциала, с другой - с необходимостью привлечения трудовых ресурсов в различные сферы профессиональной деятельности, в том числе и в агротехнологическую.
Привлечение трудовых ресурсов в различные сферы профессиональной деятельности осуществляется через социально-профессиональную ориентацию, которая основывается на организации соответствия социально-профессионального самоопределения граждан потребностям общества в кадрах определенных профессий разного уровня квалификации. Следовательно, социально-профессиональная ориентация обусловлена не только ориентацией на ту или иную профессию, но и направленностью личности на достижение желаемого социального положения в обществе и поиск путей его реализации с помощью избираемой профессии.
Ориентация на определенный вид деятельности и выбор профессии приобретает все более широкое значение, выступая в качестве одной из сторон ориентации социальной - направленности индивида на вхождение в определенный социальный класс, слой, социальную группу общества.
Мы пришли к выводу, что в социально-профессиональной ориентации необходимо использовать социально-педагогический подход и конструировать социально-педагогические условия воспитания профессионального самоопределения как в интересах старшеклассника, так и в интересах общества.
Организационным центром социально-профессиональной ориентации в селе является школа, поэтому мы предлагаем следующую формулировку определения социально-профессиональной ориентации сельских старшеклассников', это целенаправленная деятельность сельской школы при взаимодействии всех социальных институтов (организаций, предприятий, образовательных учреждений, семьи, и т.д.), направленная на формирование мотивации и установки старшеклассников на получение сельскохозяйственных профессий и социализацию в селе с учетом и в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями личности, а также в соответствии с общественными потребностями в кадрах определенных сельскохозяйственных профессий разного уровня квалификации. Реализация данного процесса должна способствовать успешной адаптации будущего субъекта деятельности в социальной сфере для эффективного и сознательного выполнения им общественных и производственных функций на основе сформированных у него общетрудовых качеств.
Введение профильного обучения расширило практический характер социально-профессиональной ориентации. Цели профильного обучения и социально-профессиональной ориентации совпадают, при их гармоничном сочетании эффективность реализации социально-профессиональной ориентации повышается, что способствует эффективному самоопределению в целом и решению специфических задач профильного обучения сельских старшеклассников. Обращенность профильного обучения к личностной ориентации школьников позволила рассмотреть старшеклассника как субъекта социально-профессиональной ориентации, т.е. равноправного участника этого процесса. Выявлено, что сельские школы ограничены в возможностях выбора профиля школы, поэтому важно выбирать такой профиль школы, который бы удовлетворял запросы всех старшеклассников в полной мере и учитывал общественные потребности в кадрах определенных профессий. Наиболее целесообразным в сельской школе является введение агротехнологического профиля, особенно в тех селах, где имеется сельскохозяйственная база, предприятие. Эффективная организация социально-профессиональной ориентации позволит сельским старшеклассникам после получения профессии возвращаться в свои села и возрождать сельское хозяйство и село.
Преимуществом введения агротехнологического является профессиональная подготовка с получением профессии. Введение агротехнологического профиля в сельской школе обусловлено также личностными, социальными, территориальными, материальными, организационными факторами. Учитывая особенности социально-профессиональной ориентации старшеклассников сельской школы в условиях агротехнологического профиля, структура социально-профессиональной ориентации состоит из четырех направлений: агро-технологический профиль, профессиональная подготовка, профессиональное воспитание и социальное сотрудничество. Данные направления являются педагогическими условиями нашего исследования и образуют социально-педагогический комплекс, обладающий рядом достоинств: педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения, построение жизненного плана, ориентированного на сельский образ жизни; организация взаимодействия с социальными институтами села; профессиональная подготовка на сельхоз-профессии; профилизация сельских учеников; поддержка в развитии сельскохозяйственных предприятий; организация условий социально-профессиональной адаптации; воспитание мотивации к агротехноло-гическому образованию и совершенствованию навыков и умений по ведению сельскохозяйственных работ, а также чувства гордости и долга перед селом и сельским хозяйством.
Введение агротехнологического профиля и реализация педагогических условий социально-профессиональной ориентации в сельской школе способствовали созданию особой системы профориентации.
Особенность социально-профессиональной ориентации старшеклассников сельских школ агротехнологического профиля заключается в создании особых педагогических условий, ориентирующих старшеклассников на сельскохозяйственное направление и обеспечивающих старшеклассникам необходимую профессиональную подготовку, способствующую успешной адаптации в условиях села.
Реализация педагогических условий социально-профессиональной ориентации позволила на базе школы создать социально-педагогический комплекс. Одним из первых и основных условий стал переход школы на агротехнологи-ческий профиль. Введение агротехнологического профиля позволило организовать предпрофильную подготовку. Профильная ориентация реализуется через введение элективных курсов, которые позволяют учащимся пройти различные диагностики, выявить особенности, склонности, способности и умения, а также сориентировать учащихся на профиль школы. Разработан учебный план школы агротехнологического профиля, где введены профильные предметы агротехнологиче-ского направления. Формируется материальная база - создан технологический комплекс для введения образовательной области «Технология» и профессиональной подготовки. Школа обеспечена кадровыми ресурсами.
Сформулированные педагогические условия социально-профессиональной ориентации полностью реализуются в образовательном учреждении. Профессиональная подготовка в школе с агротех-нологическим профилем приобретает сельскохозяйственное направление. В школе разработаны программы курсов: «Основы агрономии», «Основы животноводства», «Трактор и сельхозмашины», «Хозяйка фермерского двора», «Психология успеха», «Моя профессиональная карьера». Все курсы состоят из трех этапов. Первый этап - изучение теоретического материала и мира профессий сельского хозяйства, второй этап - практические занятия и общение со специалистами данных профессий, третий этап - аттестационный, на котором старшеклассники выбирают и защищают свои проекты, сдают экзамены.
Таким образом, выпускники 11-х классов получают в школе первую профессию, которая является точкой отсчета для дальнейшего развития и самоопределения старшеклассников. Учащиеся получают большой объем информации о работе сельскохозяйственных предприятий, о выращивании крупнорогатого скота, о посевах и обработке полей; во время практических занятий усваивают приемы работы в различных цехах и подразделениях предприятия. Это помогает старшеклассникам сориентироваться в выборе будущей профессии.
Воспитание старшеклассников в сельской школе агротехноло-гического профиля приобретает черты профессионального воспитания, которое является одним из важнейших педагогических условий социально-профессиональной ориентации.
В ходе реализации сотрудничества с социальными институтами как одного из условий социально-профессиональной ориентации на базе школы были реализованы основные направления: сотрудничество с базовыми предприятиями села, с образовательными учреждениями, участковой больницей, домом культуры, центром занятости, администрацией поселения и семьями учащихся. В процессе организации социального сотрудничества образовалась целостная система взаимодействия, которая способствует целенаправленному воздействию на формирование профессионального воспитания и созданию условий для развития и становления личности старшеклассника в социальном и профессиональном плане. Благодаря данному педагогическому условию, у старшеклассников появляется возможность прохождения профессиональных проб, получения направлений в образовательные учреждения, получения профессии, трудоустроится с предоставлением жилья или субсидий на строительство нового жилья, что обеспечивает старшеклассникам социально-профессиональное становление. Старшеклассник в условиях села и сельской школы агротехнологического профиля при реализации педагогических условий социально-профессиональной ориентации становится участником организации социально-педагогического комплекса, который создает благоприятные условия для успешного и эффективного социально-профессионального самоопределения.